Новости физиологии
(«Двуличный любовник», реж. Франсуа Озон, Франция, 107 мин.)
П.И.Филимонов
Раньше у меня, видимо, не было велосипеда, и я опрометчиво заявлял, что
французский кинематограф в целом не вызывает у меня особенных положительных
эмоций. С тех пор прошло не так много времени, а ситуация изменилась достаточно
радикальным образом. Я и раньше признавал ценность Годара, Трюффо и прочих
ново-волнистов для мировой истории, я недавно восторгался «Ноктурамой» и
последним фильмом Хазанавичуса, теперь я вынужден проглотить свои слова совсем,
потому что, помимо всего прочего, нельзя забывать, что во французском
кинематографе есть ещё Франсуа Озон. Не могу сказать, что в случае этого
режиссёра мы имеем дело с исключительным гением мировой кинематографии, но не
признать, что практически каждый новый фильм Озона – крепко сделанный продукт,
а порой и не без изысков, не без вторых и третьих смыслов, тоже не могу.
Новый фильм Франсуа Озона – не исключение, а скорее, правило. Девушка
влюбляется в своего психоаналитика и вступает с ним в сожительство, как сказали
бы наши предки. В процессе этого самого сожительства она вдруг понимает, что её
Поль её обманывает, и скрывает существование своего брата-близнеца. Который, по
удивительному совпадению, тоже является психоаналитиком. И тогда сама Хлоя
берётся за расследование. Получается очень ладно скроенный триллер с элементами
эротики и крайне неожиданной развязки. С достаточно внезапными периодическими
клоуз-апами органов человеческого тела. Глаза, голосовых связок, женских
половых органов. Не знаю, для чего Озон прибегает к этому приёму, возможно,
чтобы лишний раз подчеркнуть, что суть замута «Двуличного любовника» - в
физиологии. В таких особенностях некоторых человеческих организмов, о которых
мы думать не думали и гадать не гадали. Когда узнаёшь, что бывает и так,
становится не сказать, чтобы жутко, а как-то тихо прифигиваешь от осознания
того, как много вещей не снилось нашим мудрецам.
Можно бы даже и позанудствовать, и сказать, что фильм практически с
детективным сюжетом, выстроенный на специальной научно-биологической
информации, выглядит слишком притянутым за уши и привязанным впереди паровоза,
но всё выглядит вполне органично, даже если сюжетно и совершенно отвратительно.
Приходится крутиться, как уж на сковородке, потому что если ударяться в
подробности, придётся рассказывать содержание фильма до конца, а сделав это, я
напрочь убью интригу для потенциальных зрителей. Мастер кинематографии, которым
Озон, несомненно, является, даже самую узкоспециализированную тему может
сделать интересной и красивой. Ну и, конечно, очень хорошо играют актёры, что
исполнительница роли Хлои Марин Вакт, что – особенно – Жереми Ренье,
исполнитель роли близнецов. Помимо главной физиологической фишечки фильма (тоже
связанной с близнецами), ещё одной темой «Двуличного любовника» является
новость о том, что, оказывается, не все близнецы одинаковы. Что близнецы бывают
доминантные и рецессивные. Что далеко не всегда они не могут существовать друг
без друга и чувствуют друг друга шестыми и десятыми чувствами. Что они далеко
не всегда схожи характером. И Ренье эту самую непохожесть, где-то прямо диаметральную противоположность передаёт очень хорошо, хотя бы даже чисто
внешними штрихами и поведением при самом первом знакомстве соответствующего
брата с героиней.
В общем, я, помимо того, что посмотрел хорошо слепленный триллер, ещё узнал
много нового о физиологии, медицине и психологии. У кинематографа тоже вполне
может быть познавательная функция, почему нет. И когда автору это интересно,
получается интересно и для зрителей.
Ну и, помимо всего прочего, как и все последние Озоны, «Двуличный любовник»
- тоже о любви. Не всегда стандартной и общепринятой, но разве можно ожидать от
Франсуа Озона стандартности и общепринятости?
Комментариев нет:
Отправить комментарий