понедельник, 8 января 2018 г.

Новости физиологии

Новости физиологии («Двуличный любовник», реж. Франсуа Озон, Франция, 107 мин.)

П.И.Филимонов

Раньше у меня, видимо, не было велосипеда, и я опрометчиво заявлял, что французский кинематограф в целом не вызывает у меня особенных положительных эмоций. С тех пор прошло не так много времени, а ситуация изменилась достаточно радикальным образом. Я и раньше признавал ценность Годара, Трюффо и прочих ново-волнистов для мировой истории, я недавно восторгался «Ноктурамой» и последним фильмом Хазанавичуса, теперь я вынужден проглотить свои слова совсем, потому что, помимо всего прочего, нельзя забывать, что во французском кинематографе есть ещё Франсуа Озон. Не могу сказать, что в случае этого режиссёра мы имеем дело с исключительным гением мировой кинематографии, но не признать, что практически каждый новый фильм Озона – крепко сделанный продукт, а порой и не без изысков, не без вторых и третьих смыслов, тоже не могу. 



Новый фильм Франсуа Озона – не исключение, а скорее, правило. Девушка влюбляется в своего психоаналитика и вступает с ним в сожительство, как сказали бы наши предки. В процессе этого самого сожительства она вдруг понимает, что её Поль её обманывает, и скрывает существование своего брата-близнеца. Который, по удивительному совпадению, тоже является психоаналитиком. И тогда сама Хлоя берётся за расследование. Получается очень ладно скроенный триллер с элементами эротики и крайне неожиданной развязки. С достаточно внезапными периодическими клоуз-апами органов человеческого тела. Глаза, голосовых связок, женских половых органов. Не знаю, для чего Озон прибегает к этому приёму, возможно, чтобы лишний раз подчеркнуть, что суть замута «Двуличного любовника» - в физиологии. В таких особенностях некоторых человеческих организмов, о которых мы думать не думали и гадать не гадали. Когда узнаёшь, что бывает и так, становится не сказать, чтобы жутко, а как-то тихо прифигиваешь от осознания того, как много вещей не снилось нашим мудрецам.

Можно бы даже и позанудствовать, и сказать, что фильм практически с детективным сюжетом, выстроенный на специальной научно-биологической информации, выглядит слишком притянутым за уши и привязанным впереди паровоза, но всё выглядит вполне органично, даже если сюжетно и совершенно отвратительно. Приходится крутиться, как уж на сковородке, потому что если ударяться в подробности, придётся рассказывать содержание фильма до конца, а сделав это, я напрочь убью интригу для потенциальных зрителей. Мастер кинематографии, которым Озон, несомненно, является, даже самую узкоспециализированную тему может сделать интересной и красивой. Ну и, конечно, очень хорошо играют актёры, что исполнительница роли Хлои Марин Вакт, что – особенно – Жереми Ренье, исполнитель роли близнецов. Помимо главной физиологической фишечки фильма (тоже связанной с близнецами), ещё одной темой «Двуличного любовника» является новость о том, что, оказывается, не все близнецы одинаковы. Что близнецы бывают доминантные и рецессивные. Что далеко не всегда они не могут существовать друг без друга и чувствуют друг друга шестыми и десятыми чувствами. Что они далеко не всегда схожи характером. И Ренье эту самую непохожесть,  где-то прямо диаметральную противоположность передаёт очень хорошо, хотя бы даже чисто внешними штрихами и поведением при самом первом знакомстве соответствующего брата с героиней.
В общем, я, помимо того, что посмотрел хорошо слепленный триллер, ещё узнал много нового о физиологии, медицине и психологии. У кинематографа тоже вполне может быть познавательная функция, почему нет. И когда автору это интересно, получается интересно и для зрителей.  
Ну и, помимо всего прочего, как и все последние Озоны, «Двуличный любовник» - тоже о любви. Не всегда стандартной и общепринятой, но разве можно ожидать от Франсуа Озона стандартности и общепринятости?



Комментариев нет:

Отправить комментарий