Смешно, грустно, по-домашнему («Зелёные коты»,
реж. Андрес Пуустусмаа, Эстония 105 мин.)
П.И.Филимонов
Никогда бы не думал, что буду хвалить фильм Андреса Пуустусмаа. Как-то так
получилось, что я смотрел их довольно много ещё даже тогда, когда не владела
мной эта глобально-пламенная идея отслеживать местного производителя. Тогда,
когда я ещё смотрел телевизор. Их попадалось достаточно много по разным
российским каналам. И были они, ну, чтобы не уточнять, примерно как все российские фильмы того времени. Насколько я понимал, Пуустусмаа какое-то время работал в
России. И даже вернувшись оттуда, всё равно сохраняет связи с тамошним
кинематографом. Поэтому и снимается в его последнем фильме, например, Сергей
Маковецкий. Фильм, опять-таки, насколько я понимаю, никакая не ко-продукция,
чисто эстонская картина, Маковецкий
даже, к тотальному визжащему умилению местной публики, выучил несколько фраз на
эстонском, причём, разумеется, наибольшим успехом пользуется повторяемая им
несколько раз за фильм фраза “Mine persse!” Ну, а
чего вы хотели.
Пуустусмаа, как мне кажется, профессионально и грамотно считающий режиссёр. Так что и ругательства Маковецкого и вообще весь фильм «Зелёные коты»
он достаточно хорошо просчитал. И, по большому счёту, добился того, чего хотел.
У него получилось снять трогательную комедию с трагическим концом о неприспособленности
к жизни двух друзей-заключённых, выходящих на свободу после 20 лет отсидки в
Таллиннской тюрьме. Их как раз и играют уже упоминавшийся Маковецкий и Тыну
Карк, актёр, чьей визитной карточкой, наверное, можно назвать его классическую
улыбку, невольно заставляющую вспомнить Чеширского кота, что добавляет некоторый
дополнительный смысл названию фильма.
В общем, вышли-то они вышли, а мир вокруг них бесповоротно изменился. И
попытки к нему приспособиться удаются им в разной степени. Вроде бы у героя
Тыну Карка получается это лучше, у страдающего потерей памяти Эдуарда, героя
Маковецкого – хуже. Но всё относительно, всё всегда в любой момент может, как
известно, перевернуться и поменяться.
Сложно сказать, вкладывал ли режиссёр второй, третий, четвёртый смысл в «Зелёных
котов». На выходе у него получилась сначала долго смешная, а потом в конце
немного грустная история о неприкаянности, о безвозвратно ушедшем поезде и о
невозможности войти в одну и ту же реку дважды. Типичный сюжет для мирового
кинематографа, но он потому и типичен, что его можно демонстрировать зрителям
бесконечное количество раз – а эффект будет всё такой же. Мы будем смеяться,
когда надо, грустить, когда надо, и подумаем о чём-то своём в конце, когда всё неизбежно
завершится так, как и должно было завершиться с самого начала.
Иллюзий нет, мир жесток, ничего хорошего нас особенно не ожидает, все наши
мечты превратятся в прах и всё такое. Но пока мы дойдём до той точки невозврата,
по дороге с нами может произойти масса всего смешного и весёлого, так что ж
теперь, мы не должны его замечать, раз заранее понятно, чем всё кончится?
В общем, Пуустусмаа умеет снимать кино на грани. Как и многие профессионально
подкованные европейские режиссёры. На грани банальности, на грани заезженности
повторов, на грани наглой и расчётливой слезодавилки, но всё-таки не переходя
эту грань. Хотя я думаю, если для каких-то своих целей ему понадобится, он и
перейдёт её так же легко. Сложно говорить о штучном продукте в случае
произведения, выстроенного, создаётся впечатление, математически.
Тем не менее, фильм-то хороший, какая разница, какими средствами режиссёр
этого добивается. А благодаря участию российских актёров Пуустусмаа продолжит
оставаться наиболее известным эстонским режиссёром по восточную сторону
границы. Что, по каким-то мне неведомым причинам, ему как раз и надо.
Комментариев нет:
Отправить комментарий