Стив Бушеми как зеркало
русского переворота
(«Смерть Сталина», реж.
Армандо Ианнуччи, Великобритания-Франция-Бельгия, 107 мин.)
П.И.Филимонов
Когда говорят, что нужно расставаться со своим прошлым смеясь, мы не всегда, быть может, понимаем, как это. Фильм Армандо Ианнуччи «Смерть Сталина» - превосходный
пример и учебник того, как именно это
нужно делать. Никаких эвфемизмов или иносказаний – комедия (!) шотландского
режиссёра итальянского происхождения действительно рассказывает о том безумном
периоде в жизни провалившейся в тартарары страны, который последовал за смертью
правившего ей изрядное количество лет диктатора. Фильм представляет собой
рассказ о закулисной борьбе наторевших в ней советских лидеров за место главной
звезды этого шоу. Каждый из них преследует в этой борьбе какие-то свои цели, в основном
все хотят пробиться к власти, а Маленков – удержать власть, которая досталась
ему по дефолту, как загадочному «заместителю Сталина» (чего в фильме искать не
стоит, так это исторической достоверности, мы имеем дело с явным политическим
фарсом по мотивам реальных событий). Всё это напоминает борьбу клоунов за место
главного ковёрного цирка. Они так же носятся по кругу, заключают альянсы и
контральянсы, играют друг с другом в гигантские человекообразные шахматы – но делают
это смешно.
Возможно, конечно, у меня что-то не то с чувством юмора, но мышиная возня,
которая, на самом деле, на выходе приводит и приведёт к большим человеческим
жертвам, показана автором уморительно. Хорош сластолюбивый и пряничный Берия в
исполнении Саймона Рассела Била. Хорош безвольный и слабохарактерный Маленков
(Джеффри Тэмбор), не принимающий, кажется, за фильм ни одного самостоятельного
решения. Хорош рубаха и рубака-парень Жуков, открывающий двери ногами и
исключительно заинтересованный в том, чтобы дать кому-нибудь по роже, да
побольнее (Джейсон Айзекс). Хорош алкоголик и буян Василий Сталин (Руперт
Френд).
Но лучше, прекраснее и суетливее всех – Стив Бушеми в роли Никиты Хрущёва.
И вроде бы фактура не совсем похожа, и вроде бы какой-то Бушеми слишком
кокаиново-нервный для наших привычных представлений о Никите Сергеевиче – но во-первых,
кто сказал, что режиссёр не имеет право на вольную трактовку физического образа
исторического лица – раз уж вся ситуация превращена им в весёлый (хотя местами
и кроваво-весёлый) балаган, а во-вторых, представления наши тоже почерпнуты
откуда? Из кино- и телехроники главным образом. Кто его знает, как там было на
самом-пресамом деле.
По фильму складывается такое впечатление, что сначала Хрущёв не думает о
том, чтобы прийти к власти самому, и только потом, в ходе плетения
многочисленных хитросоставленных интриг, входит в раж и вкус, и уже не может
остановиться, не дойдя до конца. И, опять-таки, исходя исключительно из фильма,
глядя на эту неуёмную фигуру, которая по своей деятельности превосходит всех
своих показанных соратников по партии, вместе взятых, в разы, веришь в то, что
если оно так и не было (потому что немножко, так уж получилось, знаешь историю),
то с таким Никитой Хрущёвым вполне могло быть.
Ольга Куриленко, насильственно впихнутая авторами в фильм в качестве
триггера одной из главных интриг, там не слишком нужна, но смотрится красиво, и,
в отличие от всех остальных, чисто произносит «Никита Сергеевич», так что тоже
не шибко раздражает.
«Смерть Сталина» - один из тех фильмов, в которых конец известен, тем интереснее
становится смотреть на то, как авторы к этому концу ведут. Это не про «что»,
это про «как». Но финальная сцена, тем не менее, всё равно шикарна. Её можно и
заспойлерить, всё равно вы все наперёд знаете, что будет с героями дальше на
протяжении как минимум 50 лет. Идёт, значит, концерт классической музыки.
Обласканная Хрущёвым за помощь Куриленко вдохновенно фигачит по клавишам. Удовлетворённый
Хрущёв чуть устало и успокоенно смотрит из ложи. А сзади на него с косой
ухмылкой пялится пока ещё голодный до власти черноволосый и чернобровый красавец-молдаванин.
Комментариев нет:
Отправить комментарий