Счастье странных людей («О
теле и о душе», реж. Ильдико Эньеди, Венгрия 116 мин.)
П.И.Филимонов
У рождественских фильмов, выпускаемых разными студиями разных стран мира из
года в год, примерно один и тот же канон. Разной степени странности люди,
поставленные в какие-то не слишком привычные для себя обстоятельства, ищут и
находят путь к своему счастью. Различия в этих фильмах зависят исключительно от
степени мейнстримности производителей, ну и немного от фантазии режиссёров. Различия
эти, по большому счёту, заключаются исключительно в степени нелепости и
странности персонажей и ситуаций, из которых они вынуждены выбираться. Особенно
хитроумные из них вообще прикидываются не рождественскими фильмами. Поскольку канон
один, устоявшийся и проверенный временем, то зрители, собственно, ничего
особенного от этих фильмов не ждут. Ожидания одинаковы и всегда оправдываются.
Точно так же, как то, что в Рождество всегда приходит Санта-Клаус и не отдаёт
тебе твой неожиданный подарок без долбаного стихотворения, независимо от того,
восемь тебе лет или сорок. Вот это стихотворение как раз олицетворяет собой разной
степени непреодолимости препятствие в таких фильмах, а ожидающий в конце этого
унижения подарок – неизменный хэппи-энд. В мире должно быть что-то такое, в чём
всегда можно быть уверенным. Банан – жёлтый, селёдка – солёная, барабаны –
громкие. Рождественский фильм – про любовь и закончится хорошо.
Понятно, что венгерский фильм «О теле и о душе» не был изначально
запланирован в качестве рождественского фильма. Но так уж случилось, что показывать
наши прокатчики стали его именно в канун Рождества, и это неожиданным образом
сгармонировало с его содержанием. Персонажи фильма, с какой-то точки зрения –
фрики из фриков, неприкаянные из неприкаянных. Директор скотобойни с искалеченной
рукой, которая не двигается, и начальник отдела по контролю за качеством с той
же бойни, Мария, испытывающая явные проблемы с общением. Их обстоятельством,
которое они вынуждены преодолевать, оказывается то, что им снятся одинаковые
сны. С разных точек зрения, но они попадают в один и тот же мир, где им для
общения не нужно слов, не нужно целых конечностей, где всё по-другому,
естественно, лучше, а главное, проще, чем оно есть в напрягающей героев реальности.
В общем, дальше можно что рассказывать,
что не рассказывать, так уж удачно совпало, что всё развивается строго по
канону. Есть здесь и второстепенные персонажи, тоже всё как положено в рождественском
кино – комический приятель главного персонажа и псевдозлодей, который в конце,
под бой курантов, исправляется и проявляет свой отнюдь не злодейский нрав,
почти всё по райдеру. Ну или так это воспринимается сейчас, в конце декабря.
Хотя и время действия кино, кажется, вовсе даже лето, никакого снега и ёлок там
не видно и в помине, от ощущения общей рождественской благости не отделаться.
Даже когда Мария, запутавшись в своих и правда не обычных для так называемых
нормальных людей чувствах, пытается совершить самоубийство – даже и тогда всё
равно веришь, что всё у них кончится хорошо. И таки-да, оно именно хорошо и
кончается, деус экс махина, он же Санта-Клаус из дымохода, появляется в самый
распоследнейший момент и решает все проблемы, и становится радостнее всем,
веселее становится всем.
При всём при этом – это совсем не рождественский фильм. И он завоевал
Золотого Медведя на последнем Берлинском кинофестивале. И вот я думаю и думаю,
а понять не могу. То ли это время проката так на меня повлияло, то ли фильм действительно
сделан по довольно чётко прослеживаемым канонам. И надеюсь, что всё-таки
первое. Потому что если второе, то как-то совсем грустно было бы. В целом
кино-то неплохое. Не совсем, может быть, для меня сделанное, но даже я посмотрел
его без явного, скажем, раздражения, а скорее с благосклонностью. Что уж говорить
про тех, чьё восприятие прекрасного совпадёт с тем, что предлагает своим
зрителям Ильдико Эньеди.
Комментариев нет:
Отправить комментарий