Чо-то как-то («Нелюбовь»,
реж. Андрей Звягинцев, Россия, 127 мин.)
П.И.Филимонов
Фразу, вынесенную в заголовок настоящей рецензии, я услышал и полюбил на
одном концерте одной местной музыкальной группы. Вообще не важно, что была за
группа, где и когда был концерт, какой конкретно персонаж местной прибогемленной
тусовки произнёс эту фразу, выходя на улицу покурить то ли в перерывах между
сетами, то ли уже по окончании концерта. Прозвучало это эпично, и означать
должно было, насколько я понял, некоторое – относительное – разочарование субъекта
гигом группы, на которую он шёл, исполненный определённых ожиданий.
Вот и я, после просмотра ожидавшегося мной не без нетерпения фильма Андрея
Звягинцева «Нелюбовь», скажу то же самое. Чо-то как-то. Фильмы Звягинцева, во
всяком случае некоторые из них, возможно, и задумываются изначально автором как
гигантские беспримесные метафоры, голые иллюстрации к каким-то его мыслительным
конструкциям, пословицам, поговоркам и крылатым выражениям. И если до сих пор
почти все они ничего от этого не теряли, свои метафоры Звягинцеву удавалось
иллюстрировать достаточно изобретательно, то теперь получилось, как бы это
сказать поделикатнее, слишком в лоб, слишком топорно, слишком однобоко.
Произведение искусства, претендующее на какие-то обобщения, будь то в
социальном смысле, будь то в любом другом смысле, по идее, должно бы
предполагать возможность разных трактовок, чего в фильме «Нелюбовь» нет. Автор
жирной красной краской подчёркивает все важные места, а в конце пишет ещё и
авторское послесловие на тему «Что я хотел сказать этим фильмом». Возможно,
Звягинцев считает, что так со зрителями и надо, именно и надо им всё разжёвывать,
отрыгивать и опять разжёвывать, но мне кажется, зря он так с нами. Мы, оно
конечно, люди не слишком умные, но не до такой уж степени. Да и не надо нас
лишать возможности домыслить что-нибудь самостоятельно. Возможно, получится
неправильно, но разве не в этом часть цимеса?
В общем, в одной семье случается нелюбовь. Мама перестаёт любить папу и
находит себе нового хахаля. Папа перестаёт любить маму и отвечает ей тем же. Их
неопределённого возраста сын (ему может быть как десять, так и тринадцать, судя
по внешности, а в фильме возраст не озвучивается, хотя это и не важно) случайно
подслушивает разговор родителей о том, что никто из них после уже решённого развода не хочет оставлять его у себя, и наиболее реальным вариантом
представляется отдать ребёнка при живых родителях в интернат тире детский дом.
На следующий день ребёнок уходит из дома. Понятно, что дитя не может жить в
атмосфере нелюбви, в атмосфере нелюбви не может произойти ничего хорошего.
Атмосфера нелюбви означает, что люди разучились слушать и понимать друг друга –
и вряд ли они будут счастливы со своими новыми половыми партнёрами. И это
просматривается уже сейчас, несмотря на то, что с этими новыми людьми персонажи
Марьяны Спивак и Алексея Розина пока ещё нежны, ласковы, заботливы и на что-то
надеются. И несмотря на то, что поиски пропавшего сына даются обоим тяжело,
выдавливают наружу какие-то остатки человечности, заставляют зрителя на секунду
предположить, что не всё с этими героями так безнадёжно.
Нет. Звягинцев берёт ещё более жирный фломастер и вырисовывает им финальную
коду, пытаясь – на мой личный взгляд, довольно неуклюже – вписать бытовую
историю в исторический контекст, завязать лейтмотивом проходящую по фильму
нелюбовь на отношения в обществе, на русско-украинскую войну, на вообще
положение дел в текущей России, которая всё бежит в китчевых босковских
спортивках куда-то под снегом, а добежать не может, потому как бежит на выставленном
на балконе понтовой новостройки тренажёре. Чо-то как-то, чо-то как-то. Неужели
мы правда выглядим такими идиотами, что всё нужно вот настолько разжёвывать? И
к чему этот общественно-политический кульбит? Энциклопедией русской жизни
захотелось стать? Матёрым человечищем,
поэтом и гражданином? Социальный нерв зачесался? Ну это как-то изящнее нужно
делать, тщательнее. Как мне кажется.
Комментариев нет:
Отправить комментарий