Исторически сложившийся симбиоз
(«И безвластна смерть остаётся», реж. Стивен Бернстайн, США, 101 мин.)
Если писать про все фильмы гремящего на наших экранах Пёффа, не хватит
никакого времени – в том числе и вам их читать. А к тому же, напишем мы про
какой-нибудь опус из числа рандомно нами выбранных к просмотру, хоп, а его наши
прокатчики как раз и не купят, и смысла вам будет в чтении такой рецензии, что
лисе пялиться на зелёный виноград. Так
что пытаемся тщательно отобрать то, о чём мы будем отзываться в зафиксированных
источниках. Будем себя ограничивать и дозировать.
Но мимо этого фильма мы по понятным причинам пройти не могли. Фильм американского
режиссёра Стивена Бергстайна «И безвластна смерть остаётся» (название осмелился
дать я сам, по самому известному русскому переводу Василия Бетаки одного из
самых известных стихотворений героя, аллюзией на которое является оригинальное
название фильма; если ему суждено выйти в наш прокат, не исключено, что русский
вариант названия будет совсем другим) посвящён последним месяцам и даже дням
жизни Дилана Томаса. Одного из самых значимых англоязычных поэтов первой
половины двадцатого века. Который повлиял, просочился, лёг в основу, сцементировал
и прочее. Который прожил тридцать девять лет и умер от алкоголизма. Согласно
версии Бернстайна – просто упился до смерти. Что не слишком противоречит
официальным источникам.
Это страшный фильм о симбиозе поэзии и алкоголизма. Мне показалось, что он
больше про алкоголизм, чем про поэзию, но эти две дурные привычки человечества
так тесно связаны друг с другом, так плотно просочились одна в другую, что
зачастую стороннему наблюдателю сложно бывает понять, где заканчивается первая
и начинается второй. Или наоборот. В некоторых случаях понять это становится
сложно и самому объекту единства и борьбы двух этих стихий. Как было в случае с
Диланом Томасом. История, если совсем кратко и утрированно, проста до
банальности: если бы Дилан Томас не пил, он прожил бы дольше. Но если бы Дилан
Томас не пил, он бы не был Диланом Томасом. В итоге выстраивается грустный, но,
видимо, справедливый силлогизм: Дилан Томас прожил бы больше, если бы не был
Диланом Томасом.
И в общем можно сказать, что фильм Бернстайна – именно об этом. О человеке,
который на наших глазах разрушает свою физическую оболочку в тщетных попытках
пробраться куда-то, где смерть будет безвластна, где будет молочный лес или
что-то ещё, что он искал, но не нашёл здесь. Кажется, что Бернстайн поставил себе
именно эту ограниченную задачу, и с ней он уверенно справляется. В отличие от,
например, «Паттерсона» Джима Джармуша, в фильме Бернстайна нет попыток
препарировать саму природу поэтического творчества, показать, откуда что
берётся, откуда в мозгу, разрушенном алкоголем, берутся такой дивной прелести строки.
Впрочем, честным ответом на этот незаданный вопрос будет – ниоткуда. Потому что
в конце жизни Томас уже практически не писал ничего нового, а только совершал
турне по США, подобно рок-звёздам наших дней, объезжая 20-30 городов за 40 дней
и собирая почти в каждом из них полные залы, исполняя на публику старые, так сказать, хитовые тексты. Несмотря на то, что уже почти не
трезвел. Бернстайн, вместе с исполнителем главной роли Рисом Ифансом употребили
свои силы на то, чтобы показать конец великого поэта, конец эпохи, самоубийство
посредством употребления алкоголя, не вдаваясь в природу его творчества. Вероятно,
в контексте этого фильма, это было и не нужно. Не всегда нужно понимать, как это
сделано, если мы имеем счастье просто быть свидетелями тому, что это – сделано.
Тем более, в фильме много и часто звучит поэзия Томаса, звучит органично,
звучит своеобразным апокалиптическим аккомпанементом к личному концу света. По-другому
это назвать нельзя. Есть всё-таки люди, которые действительно не могут жить
дальше определённых пределов, с тем, чтобы продолжать оставаться собой. И что
им тогда остаётся – только презреть всяческие предупреждения лечащего врача в
колоритном исполнении Джона Малковича, и устремиться навстречу своей судьбе, входить
в историю ещё и фразой: «Я выпил восемнадцать порций неразбавленного виски.
Кажется, это рекорд».
Не пытайтесь повторить это дома.
Комментариев нет:
Отправить комментарий