среда, 29 ноября 2017 г.

Исторически сложившийся симбиоз

Исторически сложившийся симбиоз («И безвластна смерть остаётся», реж. Стивен Бернстайн, США, 101 мин.)
Если писать про все фильмы гремящего на наших экранах Пёффа, не хватит никакого времени – в том числе и вам их читать. А к тому же, напишем мы про какой-нибудь опус из числа рандомно нами выбранных к просмотру, хоп, а его наши прокатчики как раз и не купят, и смысла вам будет в чтении такой рецензии, что лисе пялиться на зелёный виноград.  Так что пытаемся тщательно отобрать то, о чём мы будем отзываться в зафиксированных источниках. Будем себя ограничивать и дозировать.
Но мимо этого фильма мы по понятным причинам пройти не могли. Фильм американского режиссёра Стивена Бергстайна «И безвластна смерть остаётся» (название осмелился дать я сам, по самому известному русскому переводу Василия Бетаки одного из самых известных стихотворений героя, аллюзией на которое является оригинальное название фильма; если ему суждено выйти в наш прокат, не исключено, что русский вариант названия будет совсем другим) посвящён последним месяцам и даже дням жизни Дилана Томаса. Одного из самых значимых англоязычных поэтов первой половины двадцатого века. Который повлиял, просочился, лёг в основу, сцементировал и прочее. Который прожил тридцать девять лет и умер от алкоголизма. Согласно версии Бернстайна – просто упился до смерти. Что не слишком противоречит официальным источникам.



Это страшный фильм о симбиозе поэзии и алкоголизма. Мне показалось, что он больше про алкоголизм, чем про поэзию, но эти две дурные привычки человечества так тесно связаны друг с другом, так плотно просочились одна в другую, что зачастую стороннему наблюдателю сложно бывает понять, где заканчивается первая и начинается второй. Или наоборот. В некоторых случаях понять это становится сложно и самому объекту единства и борьбы двух этих стихий. Как было в случае с Диланом Томасом. История, если совсем кратко и утрированно, проста до банальности: если бы Дилан Томас не пил, он прожил бы дольше. Но если бы Дилан Томас не пил, он бы не был Диланом Томасом. В итоге выстраивается грустный, но, видимо, справедливый силлогизм: Дилан Томас прожил бы больше, если бы не был Диланом Томасом.
И в общем можно сказать, что фильм Бернстайна – именно об этом. О человеке, который на наших глазах разрушает свою физическую оболочку в тщетных попытках пробраться куда-то, где смерть будет безвластна, где будет молочный лес или что-то ещё, что он искал, но не нашёл здесь. Кажется, что Бернстайн поставил себе именно эту ограниченную задачу, и с ней он уверенно справляется. В отличие от, например, «Паттерсона» Джима Джармуша, в фильме Бернстайна нет попыток препарировать саму природу поэтического творчества, показать, откуда что берётся, откуда в мозгу, разрушенном алкоголем, берутся такой дивной прелести строки. Впрочем, честным ответом на этот незаданный вопрос будет – ниоткуда. Потому что в конце жизни Томас уже практически не писал ничего нового, а только совершал турне по США, подобно рок-звёздам наших дней, объезжая 20-30 городов за 40 дней и собирая почти в каждом из них полные залы, исполняя на публику старые, так сказать, хитовые тексты. Несмотря на то, что уже почти не трезвел. Бернстайн, вместе с исполнителем главной роли Рисом Ифансом употребили свои силы на то, чтобы показать конец великого поэта, конец эпохи, самоубийство посредством употребления алкоголя, не вдаваясь в природу его творчества. Вероятно, в контексте этого фильма, это было и не нужно. Не всегда нужно понимать, как это сделано, если мы имеем счастье просто быть свидетелями тому, что это – сделано. Тем более, в фильме много и часто звучит поэзия Томаса, звучит органично, звучит своеобразным апокалиптическим аккомпанементом к личному концу света. По-другому это назвать нельзя. Есть всё-таки люди, которые действительно не могут жить дальше определённых пределов, с тем, чтобы продолжать оставаться собой. И что им тогда остаётся – только презреть всяческие предупреждения лечащего врача в колоритном исполнении Джона Малковича, и устремиться навстречу своей судьбе, входить в историю ещё и фразой: «Я выпил восемнадцать порций неразбавленного виски. Кажется, это рекорд».
Не пытайтесь повторить это дома.       





Комментариев нет:

Отправить комментарий