Педофилия и нарциссизм («О сухой
траве»/“Kuru otlar üstüne“,
реж. Нури Бильге Джейлан, Турция-Франция-Швеция-Германия, 197 мин.)
П.И.Филимонов
Есть режиссёры, которые не умеют снимать длинно. Самый длинный фильм Вуди
Аллена или там Франсуа Озона еле-еле заползает за два часа, и в их случае это
огромное исключение. Есть и обратные примеры. Самый короткий фильм
филиппинского режиссёра Лава Диаса, кажется, идёт что-то около четырёх с половиной
часов. Классическое «Сатанинское танго» от Белы Тарра длится семь с половиной.
К таким мастерам длинного кино относится и турок Нури Бильге Джейлан. Причём в
его случае вектор этого развития продолжает увеличиваться, начинал он когда-то
с пристойных фильмов длиной в час сорок. Три последних его фильма идут по три
часа с лишним каждый, притом это лишнее тоже всё растёт.
Фильм «О сухой траве» рассказывает о жизни современного учителя
провинциальной школы где-то на задворках Турции, где преобладает курдское население.
Не настолько я силён в турецкой географии, чтобы как-нибудь отчётливо идентифицировать
местность, но от столичной и европейской Турции там далеко. Самет – учитель живописи,
попавший в эту школу по распределению, которое в Турции, оказывается, жёстко закреплено
в законодательстве, и ты обязан отработать четыре года там, куда тебя пошлют,
безо всяких вариантов. Самет неженат и делит своё жильё с таким же неженатым
учителем Кенаном.
Отношения Самета с учениками кажутся странными изначально. Возможно, и в силу
разности культур, а возможно, и в силу особенностей личности самого Самета. Он
гораздо большее внимание уделяет своим ученицам, чем ученикам, его отношения с
несколькими девушками подозрительно выходят за рамки чисто делового
взаимодействия «учитель-ученик», для Самета, например, нормально приобнять
ученицу, которой – ну сколько? – кажется, что лет четырнадцать. До поры до
времени никто не возражает, и кажется, что это действительно всё культурные
особенности страны. Затем Самет невольно вступает в конфликт со своей самой
любимой ученицей из-за любовного письма, которое та написала, и которое попало
Самету в руки. Кажется, что он так возбудился потому, что это письмо не было
адресовано ему, но, возможно, это мои домыслы. В любом случае, он не выполняет
просьбу ученицы Севим и не возвращает ей письмо, и позже Севим обвиняет его в
приставаниях.
Параллельно с этой историей Самет и Кенан обхаживают одну и ту же
учительницу из другой школы, по имени Нурай. Нурай пострадала во время какой-то
атаки террористов, лишилась ноги и теперь пользуется протезом. Кенан начинает
испытывать по отношению к Нурай серьёзные чувства, и тогда Самет делает свой
циничный ход.
Самет – крайне неприятный тип. Есть ощущение, что он ведёт себя так, как
ведёт исключительно из-за скуки, осознания себя лучше других и какой-то общей
нереализованности, ввиду которой он
отыгрывается на тех, кто слабее.
Он глумится над Нурай и – получается – Кенаном тоже, он третирует
несчастную Севим, он ведёт себя как законченный нарцисс, который не обязан
считаться с чувствами других людей. Другие люди – они на то и другие, что их
интересы не входят в нашу орбиту. Закон выживания, вот это всё, только не на
физическом уровне, а на уровне психологического насилия и интриганства.
И кажется, что так ожидаемый Саметом перевод в Стамбул на самом деле станет
началом его конца, потому что в Стамбуле таких Саметов – тысячи, и свою
уникальность, пусть даже и негативную уникальность в глазах тех самых других, которые
его совсем не волнуют, он там потеряет. Обаятельный подонок стремится к лучшей
жизни – что, скорее всего, будет означать, что ему придётся завязать либо с
обаятельностью, либо с мудачеством.
И всё это медленно, в сухой траве, снегах и очень неторопливой провинциальной
жизни. Любители оценят.
Комментариев нет:
Отправить комментарий