Относительность рая
(«Мурена»/ „Murina“, реж. Антонетта Аломат Кузиянович,
Хорватия-Словения-Бразилия-США, 96 мин.)
На самом деле таких фильмов мы видели уже не один и не два. Чем-то они все
похожи, как все счастливые семьи, чем-то отличаются, как все несчастливые. Это,
собственно, фильм про несчастливую семью. В данном случае, хорватскую. Которая
живёт на одном из хорватских островов, как говорит глава семьи, в четырёх часах
хода на катере от Дубровника.
Если вы когда-нибудь бывали в Хорватии, а особенно вот в тех краях, в
районе Дубровника, вы примерно представляете, как выглядит местная природа. Это
такая территория, где нет полутонов. Море – синее до посинения, песок – жёлтый,
как что-то самое жёлтое, что вы видели в жизни, небо опять же – голубее всех
голубых. Визуально и климатически очень похоже на рай на Земле, правда что.
Люди там живут очень спокойной и размеренной жизнью, либо обслуживают туристов,
либо ловят рыбу, как герои «Мурены».
Понятно, что с муреной сравнивается здесь Юлия, главная героиня этого
фильма женщины-режиссёрки (возможно, автобиографического, кто его знает?). В
самом начале фильма Юлия с отцом выходят на традиционную для них подводную рыбалку
и вылавливают одну-единственную мурену, которую потом для верности Юлия лично
мутузит головой сначала о палубу яхты, а потом уже и о причал. Понятно, что эта
мурена – это сама Юлия, пойманная в золотую клетку отцом и обстоятельствами.
Метафора развивается дальше тем, что самым любимым занятием Юлии в жизни
является плавание, до такой даже степени, что примерно пять шестых фильма она
ходит в купальниках на случай необоходимости срочной эвакуации по воде. Понятно,
что таких случаев предоставляется скоро и много.
Папа Юлии – неприятный абьюзер, причём не очень понятно, с чего. Он, вроде
бы любит свою жену Нелу, маму Юлии, и не подвержен какому-нибудь из
распространённых мужских пороков. Но вот с дочерью у него что-то не задалось. С
самого начала фильма папаша всячески мучает и третирует Юлию, почище любой
мачехи из традиционных сказок. Он как-то и развернуться ей не даёт, и отпускать
от себя, в то же время, не хочет.
Понятно, что поэтому желание Юлии сбежать из дома нуждается буквально в
самом маленьком из возможных триггеров. И этим триггером становится приезд
старого друга папы, испаноязычного миллионера из неясной страны, Хавьера. Помимо
всего прочего, Хавьер – бывший краш Нелы, матери Юлии, а скоро становится
похоже, что нынешний – самой Юлии. Она его за муки полюбила, да ну что я вам
рассказываю, вы сами всё знаете.
По официальной версии, Хавьер приезжает, чтобы прикупить у Юлииного папаши
хорватской земли, с целью построения на ней модного европейского курорта. По
неофициальной – он приезжает посмотреть, что случилось с его бывшей любовью и
вообще внести экзистенциальный разлад в идиллическую жизнь в раю.
И эта вторая цель ему прекрасно удаётся. Не то, чтобы семья была сильно
счастлива до его приезда, но с его приездом всё вообще покатилось по очень
радикальной наклонной. Мурену уже поймали, мы наблюдаем тот краткий миг между поимкой и моментом, когда её головой начнут фигачить о что-то тяжёлое.
А Юлии, между тем, семнадцать лет – со всеми вытекающими отсюда
последствиями. В итоге мы получаем очередной фильм про нелёгкий путь
взросления на фоне невероятно красивой природы, стильного саундтрека и
безусловно хорошо выбранной на роль Юлии актрисы. Вспомните свои семнадцать лет
– мало что с тех пор изменилось. Оосбенно если вам сейчас восемнадцать.
Комментариев нет:
Отправить комментарий