Мальчик Бананан здорового человека
(«Фабиан –
полёт в пропасть»/ “Fabian, oder der Gang vor die Hunde”, реж.
Доминик Граф,
Германия, 176 мин.)
П.И.Филимонов
Если вы спросите меня, то идеальный возраст - это примерно от двадцати и до
двадцати семи, что ли. Ты ещё учишься в университете, но уже его не боишься. Ты
ещё завязываешь социальные связи и оперируешь такими понятиями как «лучший друг»
и «человек, близкий по духу». У тебя ещё случаются, извините, one night stand-ы.
Ты ещё можешь гулять всю ночь до утра, а наутро совершать какое-гибудь
действие, требующее концентрации и физической силы. Ты ещё немножко романтик, щуришься,
куря, и никому в этом не признаёшься, изображая прожженого и избитого жизнью до
синевы циника.
«Фабиан» - фильм для такого возраста. Думаю, что, если бы я посмотрел его
тогда, я включил бы его во все свои личные кинематографические топы. Даже и
сейчас я смотрел его заворожённым взглядом, это как такое возвращение в юность,
в те счастливые времена, когда как-то всё было не то, чтобы хорошо – надо ли
оно нам, по большому-то счёту – а как-то правильно, как надо. Фильм рассказывает
о судьбе молодого, сделаем миру уступку, и скажем - "интеллектуала" Якоба Фабиана в
тот период истории Германии, когда нацисты ещё не пришли к власти, но уже
вот-вот придут, в тот последний слот, когда была и свобода и беззаботность. Действие
фильма примерно укладывается в 1930-1931 годы.
Фабиан изучает историю литературы, сначала работает в табачной компании,
сейчас бы сказали, копирайтером (что видел рядовой копирайтер, спросят нас
позже, сильно позже в одном из самых моих любимых, раз пошла такая маска
откровенности, стихотворных текстов, а вот фильм как раз и об этом, о том, что
он видел, в частности), встречается с немногочисленными, но близкими – вот именно
– по духу друзьями, и с самой красивой девушкой Берлина (Саския Розендаль
похитила бы любое сердце, честное слово, особенно в том образе, в котором она
встречается Якобу в завязке истории), и живёт насыщенной и полной жизнью, каковой
она видится в двадцать – что там - пять?
Потом всё, разумеется, меняется, подзаголовок фильма как бы заранее стелит
нам соломки и предупреждает, что хорошего от развития сюжета ждать не
приходится, но главное-то не в этом. Главное в том, что Фабиан не меняется, не
предаёт (не успевает?) идеалы молодости, остаётся мальчик с нами, ровно
столько, сколько может. Фабиан (и рифмовка тут неслучайна, вот как хотите) –
это такой мальчик Бананан здорового человека (думаю, что не нужно объяснять,
почему персонаж скурвившегося Сергея Бугаева – он всё-таки для курильщика),
который не особенно настроен на бунтарство без причины, но и прогибаться под
изменчивое что-то там не готов, как и свойственно молодым.
Фабиан – и есть молодость. Он так красиво и так много курит, как даже в
тридцать пять уже, пожалуй, нельзя, его чувство стиля – врождённо, как у многих
немцев, он был бы как минимум полубогом, если бы не несколько маленьких деталей
– ну вот, например, неумение плавать – но и они делают его только ещё ближе к
нам, ещё человечнее, ещё приятнее.
И когда на Фабиана обрушивается мир, как он умеет обрушиваться, превращая в
руины всё и вся, из чего состояла лёгкая, какая-то танцующая жизнь Фабиана, молодой
человек всё равно не унывает, переносит это со стоическими спокойствием и улыбкой,
срываясь один-единственный раз, когда вынужден опознать тело своего ближайшего
друга Лабуде – объяснимо, очень объяснимо. И потом возвращается к этой
лёгкости, к ощущению, что всё ещё возможно, до самого конца, когда, как всегда,
мир доказывает ему обратное.
Не сказать, что при просмотре «Фабиана» возникает ощущение, что молодость
можно вернуть – что нет, то нет. Но вот
что определённо кажется – что было всё не зря, как пела нам совсем по другому
поводу Жанна Агузарова, которая, впрочем, к этому фильму не имеет никакого
отношения, а просто тоже вспомнилась в контексте и в комплекте.
И новая музыка, новая музыка, новая.
Комментариев нет:
Отправить комментарий