Красота – это страшная сила
(«Род мужской»/“Men“, реж. Алекс Гарланд, Великобритания, 100 мин.)
П.И.Филимонов
Мы тут в «Киноптикуме» уже доводили до вашего сведения, что нашей любимой актрисой
на данный момент является Джесси Бакли, так что все фильмы с ней к просмотру не
то что рекомендуемы, а обязательны. В британском фильме «Род мужской», кроме
того, играет и ещё один очень хороший актёр - Рори Киннэйр, притом играет гораздо
больше, чем можно себе представить – необъяснимым в сюжетном смысле образом все
мужские роли в фильме, кроме одной, исполняет именно он. И к тому же, «Род
мужской» - красивый фильм. Предполагается, что это фильм ужасов, и, в целом,
понятно, почему так предполгается. Однако я бы не сказал, что смотреть его
страшно или хотя бы как-то жутко – просто та красота, которая в фильме, несомненно,
присутствует, она, если можно так сказать, несколько гойевско-босховского типа
красота. Лезут всяческие прекрасные уродцы, страшно не страшно, но визуально
местами завораживает.
В общем, героиня Джесси Бакли теряет мужа, который сначала её абьюзит, а
потом совершает то ли на этой, то ли не совсем на этой почве самоубийство, после
чего она, в попытке забыться и восстановиться, переезжает в летний дом где-то в
глубинке какого-то очередного -шира, где и надеется спокойно провести лето
в блаженном одиночестве.
Но, понятно, не тут-то было. Её покойный муж начинает её преследовать.
Причём ладно бы сам, нет, он заручается для этого помощью бесконечных Рори Киннэйров,
которые самым подозрительным образом окружают героиню с самого момента приезда
в деревню. Мы видим Рори Киннэйра-домовладельца, Рори Киннэйра-священника, Рори
Киннэйра-полицейского, Рори Киннэйра-карлика, Рори Киннэйра-бомжа, и так далее,
и тому подобное. Они лезут на бедную Джесси из всех щелей, они трансформируются
друг в друга и в разное, они буквально не дают ей покоя. Всё это частично под
музыку Арво Пярта, что должно вносить дополнительные краски в фильм для нашего
зрителя.
Красота? Красота. Но оснований для этого преследования как будто и нет. Покойный
муж обвиняет героиню Бакли в доведении его до самоубийства, но ничто из
флешбэков и флешфорвардов фильма не даёт ему никаких на это оснований. Нечего
было абьюзить жену. Понятно, что слова могут ранить, но в этом случае у фильма
получается какой-то очень странный мессидж, против всякой повестки и
злободневности.
Может, конечно, оно так и есть, и просто режиссёру Алексу Гарланду надоел
сегодняшний мир, отворачивающийся от патриархата, и он решил снять
мизогинистический фильм ужасов, или хотя бы подчеркнуть, что о мужчинах и их
возможных страданиях тоже нельзя забывать – по получилось, честно говоря, не
очень.
Нет, ничего не хочу сказать, Джесси Бакли хороша, хоть, кажется, ей не
слишком есть там что играть. Рори Киннэйр тоже хорош и наслаждается всеми своими
многочисленными ипостасями. Визуальное решение, как уже было сказано, отсылает
к каким-нибудь «Каприччиос» или любому полотну Босха. Впрочем, может быть, и
смысл в том же. Потому что ну зачем Босх рисовал всех этих своих уродцев?
Отчасти, вероятно, для того, чтобы показать, что в грешниках внешний вид
коррелирует с их чёрными и неприятными душонками. Но ведь отчасти и для того,
чтобы показать, что умеет. Вот и Алекс Гарлэнд умеет. И показывает нам это. Ну
и ладно, порадуемся за него.
Комментариев нет:
Отправить комментарий