В девяностые убивали людей
(«Белая дрянь»/“Vitt skräp“, реж. Тобиас Нордквист, Швеция, 107 мин.)
П.И.Филимонов
«Белым мусором», «белой дрянью» и прочими неприятными словами в американской
культуре принято называть белых, которые находятся по своему социальному статусу,
типа, ниже тех чёрных, которые находятся по своему статусу очень низко (если вы понимаете, о чём я). Термин,
понятное дело, довольно по своей сути расистский, потому что интуитивно
кажется, что «белый мусор» предполагает наличие а) белого немусора и б) мусора чёрного.
Короче, люмпены, гопники, парни с нашего раёна, вот это всё. Впрочем, название
фильма может, конечно, отсылать и к наркотикам, о которых там тоже идёт
какая-то речь.
Тем более, что в фильме Тобиаса Нордквиста никакой речи о расовых
столкновениях не идёт, потому что речь про шведскую реальность, где расовые
столкновения, возможно, и стали несколько более актуальны с притоком мигрантов
и беженцев, но всё ещё остаются довольно гипотетическими. В фильме
рассказывается довольно неясная история про жизнь криминальной части шведского
общества в неназываемые годы. Например, это могут быть и наши дни, но отчего-то
волей-неволей кажется, что речь идёт о так называемых «лихих» девяностых (глядя на
которые из дня сегодняшнего прямо так даже и мечтается об их возвращении), в
которые, как известно «убивали людей, и все бегали абсолютно голые».
Шведские девяностые в этом смысле ничуть не отличаются от девяностых в
наших краях, во всяком случае, это следует из фильма. Фильм, надо сказать, тоже
немножко похож на пост-советское кино девяностых или вот на так называемое
американское независимое кино, вся независимость которого заключается
исключительно в отсутствии денег на съёмки. Протагонист фильма едет неизвестно
куда неизвестно откуда – такой беспечный ездок, последний бойскаут и одинокий
ковбой в одном флаконе, и то ли случайно, то ли специально – его не поймёшь, он
особенно много не разговаривает – встревает в не менее мутную, чем сюжет
фильма, историю с наркотрафиком.
Тут же непременно оказывается и красивая девушка с трудной судьбой
(украшение этого фильма Ида Энгволл), которую, понятно, тоже завёртывает в ту
же карусель.
И вот когда у авторов заканчиваются силы на экспозицию и завязку, кино
вдруг становится смотрибельным. Тут есть всё, что мы так любили в малобюджетных
боевиках – уже упомянутый одинокий герой романтического толка с тревожными
воспоминаниями (немножко фрейдизма нам подсовывают авторы, хотя с мотивационной
точки зрения он там и не совсем нужен), харизматичный злодей, коррелирующий с
воспоминаниями героя, довольно колоритные пособники главного злодея. Людей –
убивают, голыми – не все, но бегают, кровища льётся в изобилии, жестокости в
кадре хватает, сцены драк и прочей поножовщины реалистичны местами до
натуралистичности. В таких фильмах изначальная история довольно скоро
становится неважна, просто с азартом следишь за перестрелками и выбираешь себе
сторону, за которую болеть – точнее, авторы фильма сами нам её явно
подсовывают. Вся разница только в том, ждёт ли нас счастливый конец или нет.
Фильм всё-таки европейский, поэтому, как модно говорить по другому поводу,
всё не так однозначно. Одно могу сказать наверняка – если вы когда-то ходили в
видеопрокаты и выбирали там из кассет третьего уже ряда те боевики или там
гангстерские фильмы, которых вы ещё пока не видели, и выбор ваш становился всё
труднее, а вы всё равно не сдавались, то заключительная часть «Белой дряни»
вам понравится.
Комментариев нет:
Отправить комментарий