Прелесть семейной хроники
(«Три семьи»/ „Tre piani” , реж. Нанни Моретти, Италия-Франция, 119 мин.)
П.И.Филимонов
Один из самых комфортных жанров что литературы, что кино – семейные саги. В
них всё выстроено так, чтобы зритель или читатель максимально в них увяз, не
испытывая при этом дискомфорта мухи в янтаре. Ограниченное количество героев, к
которым, следовательно, привыкаешь. Отсутствие мегадраматических коллизий – ну что
там может быть в семье, ну, несчастная любовь, ну даже, допустим, кто-нибудь,
какой-нибудь непутёвый сын подсядет на наркотики и фатально передознётся – это,
конечно, неприятно, но и это часть жизни. А кроме того, рядом с ним непременным
контрастом будет ещё какой-нибудь родственник, который, например, очень даже
счастлив. В конце концов, больше всего людям нравится обсуждать других людей,
особенно когда эти люди им близки. А семейные хроники дают иллюзию этой
близости.
И недостатком, и достоинством таких хроник обычно является их
продолжительность. Если это книга, то это девять томов, как у законодателя мод
Голсуорси, например. Если это кино, то часов шесть экранного времени. Потому
что хочется объять необъятное, охватить все поколения, все аспекты и все
тонкости всех взаимоотношений в этой семье. Некоторым такое нравится, уж если
увязать в чужой личной жизни, то надолго. Кого-то, может быть, это утомляет.
Нанни Моретти снял такую лайтовую семейную сагу. И даже не совсем семейную.
Его фильм – снятый по книге, что тоже характерно для жанра – концентрируется на
жизни одного дома, три разных семьи живут на трёх его этажах (оригинальное итальянское название "Три этажа" лучше иллюстрирует намерения режиссёра). Пусть особенно
между собой и не взаимодействуют, хотя периодически и коммуницируют между
собой, пусть даже по минимуму, но единство места никуда не деть, оно объединяет
и придаёт стройность композиции.
Фильм Моретти сравнительно для жанра короткий, поэтому истории он, вслед за
автором первоисточника, берёт максимально драматические. В одной семье пьяный
сын насмерть сбивает на машине женщину, а отец, известный судья, не хочет за
своего отпрыска вступиться – мол, поделом ему, раз уж жизнь его решила
наказать, это наказание нужно понести. Вторая семья оставляет маленькую дочь с
пожилым соседом, стремящимся к альцгеймеру, и когда тот уводит девочку куда-то
в парк, где их потом и находят, отец ребёнка начинает подозревать сексуальное
насилие. При этом у самого отца семейства есть параллельная история с влюблённой в него
молодой соседкой. Наконец, в третьей семье мы тоже имеем дело с ребёнком, на
этот раз новорожденным. Его мама очень боится повторить судьбу своей мамы,
сошедшей в какой-то момент с ума не то на почве воспитания дочери, не то просто
так.
Так эти истории и развиваются, не особенно пересекаясь, оставаясь лаконично
очерченными, потому что Моретти умеет давать себе по рукам и как-то справляется
с желанием разветвлять и развивать сюжетные линии, наслаивая на них новые и
новые повороты и твисты, увеличивая хронометраж и слегка путая голову зрителя,
который в иных образцах этого жанра с теченем времени перестаёт толком
соображать, кто есть кто и кто кому кем доводится.
От этого фильм оставляет приятное и камерное впечатление. Люди счастливы и
несчастливы, люди совершают поступки и живут. Другие люди – то есть, мы с вами –
наблюдают за этими жизнями и обсуждают их, пытаясь предугадать, как повернётся
тот или иной сюжет. То есть делают именно то, что любят больше всего.
Комментариев нет:
Отправить комментарий