Завораживающая
неприятность
(«Титан»,
реж. Жюли Дюкурно, Франция, 108 мин.)
Фильм Жюли Дюкурно – текущий
обладатель Каннской Золотой Пальмовой Ветви, так что, если вы хотите быть в
курсе тенденций, вам его нужно смотреть. Предупредим сразу, что смотреть его вам
легко не будет, фильм «Титан» - довольно неприятное кино. Неприятное в чисто
физиологическом смысле слова. Конечно, он, в конечном итоге, о любви,
толерантности, приятии и так далее, но продраться к свету сквозь неприятное очень
не просто.
«Титан» рассказывает две
истории одновременно, притом не параллельно, а как-то странно, одна перетекает
в другую и более-менее затихает, то есть, течение первой истории как бы
заканчивается, поглощается второй, что можно рассматривать как сценарную
недоработку и даже где-то косяк, но так рассматривать не получается, что хотите
делайте. Скорее, в этом видится своеобразие авторского почерка Дюкурно, во
всяком случае, нам никто не мешает так считать. Хотя не исключена действительно
вероятность, что сценаристка зашла в тупик с первым сюжетом, бросила его на фиг,
и занялась вторым.
Первая история – это история
серийной убийцы Алексии, которая а) убивает людей такой длинной спицей, которой
женщины закрепляют волосы и б) беременеет от автомобиля. Ну да, никто не
говорил про реализм.
Вторая история – это история
уже скорее не Алексии, которая выступает в ней скорее как триггер, а пожилого,
но крепкого пожарного Венсана, который когда-то давно потерял сына (тот пропал
без вести). В попытках скрыться от преследований властей Алексия внезапно
решает выдать себя за пропавшего у Венсана сына Адриана и в этом качестве
объявляется полиции, а затем и своему потенциальному папаше. Здесь нужно
внимательно. Алексия – девушка, притом девушка беременная. И ей нужно себя
выдать за молодого человека, который пропал без вести много лет назад. Пусть
никто Адриана с тех пор не видел, всё равно в реальной жизни, думаю, люди бы
достаточно быстро догадались, что между двумя этими людьми нет ничего общего,
несмотря на сломанный Алексией самой себе нос (одна из самых неприятных сцена
фильма) и утянутые эластичным бинтом грудь и растущий живот.
С этими бинтами вообще
странно. Я, конечно, не очень понимаю, как оно там работает, хоть и читал про
утягивание именно груди. Ладно, грудь у Алексии не такая уж и большая, в это
можно бы даже и поверить. Но живот у неё растёт, это приличный такой живот
беременной женщины, и вот как ей удаётся утягивать и его – особенно на
последних месяцах – уже не слишком понятно. Но про реализм никто не говорил, в
конце концов, в первой половине фильма Алексия трахнулась с автомобилем, и
теперь вынашивает его ребёнка.
Но вторая история, как я
уже сказал, это не про Алексию (хотя главным саспенсом фильма лично для меня,
конечно, был вопрос о том, кто же там у неё родится), а про Венсана. Этот
сидящий на каких-то наркотиках мужчина далеко не первой молодости настолько жаждет
любви, что закрывает глаза на всё. И на странности своего «сына», на то, что
этот «сын» никогда ни с кем не разговаривает (голос-то Алексия изменить не
смогла), и на явную непохожесть своего «сына» не только на его собственные
детские фотки, но и на мужчину вообще. Притом Венсан хочет любви, не в том
смысле, в каком её желает большинство из нас – ему не очень принципиально,
чтобы любили его. Его стадия болезни выше и как-то радикальнее, что ли. Ему
нужен объект для любви, ему нужно о ком-то заботиться, только в этом случае
жизнь его имеет значение.
В этом смысле «Титан» радует
нас хэппи-эндом, уж совсем неожиданным, казалось бы, ни по каким предыдущим
раскладам. Венсану всё равно есть кого любить и о ком заботиться. Гуманистические
идеалы торжествуют. Сквозь всю завораживающую неприятность, местами даже визуальную
мерзость этого своеобразного фильма.
Комментариев нет:
Отправить комментарий