Я брежу, следовательно я
(«Петровы в гриппе», реж. Кирилл
Серебренников, Россия-Франция-Германия-Швейцария, 145 мин.)
Когда читаешь книжку Сальникова, ощущение бреда накрывает не сразу. Сначала
почему-то кажется, что это просто такая ироничная манера описывать
действительность, что всё с главными героями понятно, жизнь ни у кого не
задалась, вот они и куролесят почём зря, потому что - что ещё сделать, чтобы
доказать себе реальность своего существования.
У Серебренникова бред захватывает сразу, захватывает окончательно и
бесповоротно. Примерно на пятой минуте фильма ты попадаешь в его когти (здесь
очень уместен как раз эстонский перевод названия, “Petrovid gripi küüsis“), и не выпадаешь из него уже до самого конца, более
того, конец, с вылезающим из гроба и херачащим по екатеринбургскому бездорожью
в костюмчике не совсем по фигуре Хаски, только усиливает и окончательно
добивает это ощущение. Книга Сальникова, пожалуй, сложнее фильма, но это и
логично, было бы странно, если бы я утверждал что-то другое. Мы здесь не про
книгу, мы про фильм. Фильм – цельный и бьющий посылом довольно незамысловато в
лоб. Незамысловато бьющий, но замысловато эти удары раскрашивающий. И пусть
Семён Серзин, играющий Петрова, немножко, совсем чуть-чуть, есть ощущение,
перебарщивает с изображением симптомов, состояние бреда, в которое нас
погружают он с Серебренниковым, только сначала кажется весёлым и забавным.
В этом смысле фильм Серебренникова следует напрямую за романом. Сначала
смешно, много где смешно и много почему смешно. Смешно, когда Петров
оказывается на квартире Виктора на пьянке с вечно перерождающимся античным
богом в исполнении Юрия Колокольникова (на мой взгляд, пока лучшая его роль),
которого, скорее, стоило бы назвать не Аидом, а Вертумном. Очень смешно на
литературном вечере в библиотеке, где работает Петрова, на котором можно
увидеть натурального Юрия Гуголева и натурального же Шиша Брянского, отдельный им респект за самоиронию. Смешно даже тогда, когда как всегда прекрасная
Чулпан Хаматова (Петрова) чернеет глазами и превращается в полумистическую
женщину-убийцу из каких-то не то японских, не то скандинавских мифов.
Пожалуй, смешное в чистом виде заканчивается на моменте самоубийства
персонажа Ивана Дорна. После этого становится понятно, что речь всё-таки идёт о
бреде, о болезненном бреде в самом прямом смысле этого слова, о том бреде,
которым оборачивается наша жизнь, если снять всевозможные розовые оболочки и
вглядеться в неё по-настоящему. И, пожалуй, страна, в которой всё это
происходит, и не важна, по большому счёту, хотя Серебренников (как мне кажется,
в отличие от Сальникова), немножко современную Россию и педалирует – в основном
за счёт становящихся всё более жуткими надписей на стенах. Но ему можно, его
совсем нельзя за это осуждать. Да и не так это очевидно явно, что нельзя было
бы экстраполировать на любую другую местность.
А потом, когда всё начинает связываться, когда вдруг оказывается, что всё
вытекает одно из другого, и одно к другому ведёт, детство одного героя
протягивает ниточки к безумию других героев и наоборот, смех как-то вовсе
превращается в судорожную гримасу, застывающую на лице ледяной коркой
максимально неуютно изображённого Серебренниковым Екатеринбурга.
И грипп, захвативший Петровых, это, конечно же, никакой не ковид, вообще ни
разу никакая не болезнь, точнее, нет, точнее, как раз и болезнь, но не такая,
от которой может излечить хоть простой семейный врач, хоть аспирин 1977 года
выпуска. Это то неизбежное, что с нами происходит, когда мы взрослеем. С теми
из нас, у кого есть силы остановиться и попытаться осмыслить нарисованный
комикс.
А потом вылезает Хаски.
Комментариев нет:
Отправить комментарий