Типично
скандинавское безумие
(«Агнец»,
реж. Вальдимар Йоханссон, Исландия-Швеция-Польша, 106 мин.)
Уже не раз мы видели
фильмы про скандинавское уединение и развивающееся в связи с этим безумие.
Герои фон – Трировского «Антихриста» похожим с героями «Агнца» образом живут вдвоём
в отдельно от цивилизации стоящем домике, и из этого не происходит ничего
хорошего. В сериале «Фортитьюд» дело происходит в отдалённом северном городке с
населением что-то около 400 человек, и эта разреженность населения тоже не способствует такой же размеренности событий.
В исландском фильме «Агнец»
(хотя перевод названия как «Овечка» был бы гораздо адекватнее, никаких христианских
аллюзий в этом смысле там не присутствует) всё примерно так же. Пара фермеров
живёт в отдельно стоящем домике где-то на отшибе от всего и выращивает овец. У
них умерла то ли одна дочь, то ли даже больше (судя по могильным крестам), и,
видимо, всех их они неизменно называли Ада. Почему умирали дочери, нам не
сообщают, но, в целом, наверное нетрудно умереть в суровых исландских условиях, если ты
младенец, родившийся далеко от заметных очагов цивилизации.
И, в результате накатившего
на пару неизбежного скандинавского безумия, они как-то негласно договариваются
удочерить маленькую овечку, и, натурально, начинают воспитывать её как девочку,
относиться к ней как к своей дочери и воспринимать её как человека. Овечка
тоже не промах, и, в помощь им, отращивает целую человеческую руку, и начинает
ходить на двух ногах – но это всё, чем она похожа на человека. Хотя нет, она,
вроде бы, что-то соображает, реагирует на речь и совершает какие-то действия,
которые можно счесть за разумные.
На протяжении какого-то
времени овечка, которую, естественно, тоже называют Адой, становится
воплощением милоты. И достаточно долго ты, сидя в зрительном зале, не
понимаешь, почему прокатчики аттестовали этот фильм как «драму», а то и «фильм
ужасов». Ничего ужасного в фильме долго не происходит, он кажется такой милой
семейной драмой про лёгких фриков, принятие, толерантность и относительность
понятия «счастье», о чём прямым текстом нам довольно долго говорит мать
семейства Мария в исполнении прекрасной, как всегда, Нуми Рапас.
Но, как говорится,
расскажи богу или мирозданию о своих планах, и оно устроит тебе цугундер, чтобы
это слово ни означало. Скандинавское безумие, как и в других приведённых нами
примерах жанра, накатывает медленно, но неотвратимо, всё это напоминает
поговорку про русских, которые долго запрягают, да быстро едут. Так же работает
и нордический рок во всех его проявлениях. Не могу сказать, что концовка фильма
делает его полноценным фильмом ужасов, но градус безумия резко возрастает. То
есть, если вы успели смириться с тем, что воспитание маленькой, пусть даже
слегка антропоморфной овечки в качестве собственного ребёнка – это всего лишь
проверка общества (а с ним и зрителя) на толерантность, и ничего такого уж
сумасшедшего в этом нет – вон ведь, у неё целая одна человечья рука – то дождитесь
конца фильма.
Скандинавское безумие
необъяснимо, как-то инфернально-привлекательно и, как мне кажется, эндемично
для этих культур. Долгие холодные зимы и употребление в качестве еды и напитков
разнообразных очень странных веществ сказываются как в долгой, так и в средней перспективе.
Люди придумывают Икею и снимают «Антихриста» (ну и «Агнца»). Ни в одной другой
части света такого произойти не могло бы.
Комментариев нет:
Отправить комментарий