Все счастливые семьи («Надежда»,
реж. Мария Сёдаль, Норвегия, 125 мин.)
П.И.Филимонов
Все фильмы про безнадёжно больных людей одинаковы по своей конструкции. В
визуально безоблачной и счастливой семейной жизни персонажа происходит какой-то
внезапный коллапс, нелепая случайность, человек падает на улице, человек
забывает свою фамилию, человек чувствует запах чеснока там, где чеснока не было
и в помине. После чего идёт к врачу на обследование, после чего ему говорят,
что жить ему осталось месяца три. Чем меньше, тем драматичнее. Видимо, три
месяца представляются создателям фильмов и их медицинским консультантам сроком,
не слишком преуменьшенным для того, чтобы это казалось правдоподобным, с одной
стороны, и достаточно малым, чтобы фильм получился разумно драматичным, со
стороны другой.
Фильм норвежской режиссёрки Марии Сёдаль «Надежда» - типичный представитель
жанра. У Аньи в мозгу находят метастаз от вроде бы излеченного год назад рака
лёгких, дают ей три месяца жизни, и начинается известная история.
Зачем люди раз за разом снимают подобное кино? Мне кажется, затем же, зачем
в средние века разнообразные, часто неизвестные художники и гравёры рисовали и
гравировали ванитас. Чтобы человек не забывал о неизбежном. Потому что
современный человек не престарелых лет вспоминает о смерти только в трёх
случаях. Если умирает кто-то из его ближнего круга (вариант – Серёга с третьей
парты, про которого как-то забылось, и вот внезапно вспомнилось после
полученной информации). Если ему самому скажут, что ему осталось недолго. И,
в-третьих, именно если смотрит подобные фильмы.
Потому что, думаю, что первая универсальная мысль, которая появляется в мозгу
почти любого человека, смотрящего подобное кино, это «а что бы я делал в такой
ситуации, как бы я провёл эти месяца, стал ли бы я бороться» и так далее. И вот
эти пункты как раз и определяют отличия подобных фильмов друг от друга. Разные
герои, проекции разных сценаристов и режиссёров, действуют в универсальной
общей ситуации, естественно, по-разному. Как говорит Андрей Коняев, это как раз
та часть, где «про людей». Про людей почти всё кино, в этом нет ничего нового, но
вот эту проблему выбора каждый решает по-разному.
Героиня «Надежды» в своём выборе не уникальна, как не уникальна и ситуация
вокруг неё. Ну да, в подобном положении выявляются подлинные качества людей,
эмпатия, сила духа, несломленность, умение до конца оставаться человеком- you, как
говорится, name it. И качества эти настолько важны – не для человечества,
но для каждого конкретного человека в его минуту роковую, а следовательно,
некоторым образом, и для всего человечества тоже, потому что человечество есть
сумма жизней и судеб отдельных населяющих его индивидуумов – что их не грех и
повторить ещё раз. И ещё раз. И ещё. Пока не закрепятся.
Так что даже если покажется, что подобные «Надежде» произведения искусства,
по сути, являются памятками на тему «как вести себя в преддверии неминуемой
смерти», это не делает их ненужными или надоевшими. Стоит лишний раз вспомнить,
что смерть неминуема не только для
специально препарированных героев фильма, но и для нас, комфортно
сидящих в зрительном зале и посасывающим философически-ванитасный бокал
винишка, и польза подобного рода произведений прояснится сама собой. Даже если
они повторяют друг друга.
Мементо, как говорится, мори.
Комментариев нет:
Отправить комментарий