суббота, 14 сентября 2019 г.

Здесь рыбы нет


Здесь рыбы нет
(«Судья», реж. Андрес Пуустусмаа, Эстония-Россия, 95 мин.)

П.И.Филимонов

Андрес Пуустусмаа – пожалуй, самый плодовитый эстонский кинорежиссёр нашего времени. Он снимает много, снимает более-менее в зрелищных жанрах – то это детективы про красную ртуть, то это любовные драмы, где страсть зашкаливает за любые ртутные столбики термометра, то это, как это называлось в Советском Союзе, лирические (читай – несмешные, но сентиментальные) комедии. Ничего плохого в целом про фильмы Андреса Пуустусмаа сказать нельзя, все они вполне себе на раз смотрибельные. Пересматривать его вряд ли кто-нибудь, кроме его же собственных родственников, будет, но это не делает режиссёра плохим. Не всем же, в конце-то концов, претендовать на гениальность. Для того, чтобы кому-то претендовать на гениальность, этому кому-то нужно это делать на фоне, на котором она будет выделяться. В то же время этот фон тоже не может быть сделан из фекальных масс, поскольку гениальность, выделяющаяся на фоне фекальных масс, подозрительна и гениальностью, простите за нездоровый каламбур, уже никак не пахнет. Андрес Пуустусмаа – один из тех, кто этот крепкий фон и создаёт. В каждой стране такие режиссёры нужны, и больше того, нужны в большом количестве. Как раз для того, чтобы отдельные самородки выделялись на их фоне.



В своём новом фильме «Судья» Андрес Пуустусмаа сел играть не на своём поле. И предсказуемо проиграл. Напрасно, как в старом анекдоте, начальник катка громким голосом кричал ему сверху, что рыбы там отродясь не было, Андреса Пуустусмаа это не останавливало. Захотелось ему привязать к бытовой судебной и околосудебной драме элементы мистики и трансцендентности – и он будет их вязать, хотя бы весь мир этому противился. В профессионализме-то ему точно не откажешь, динамика, работа оператора, выстроенные кадры – это всё есть, да. Не связывается, но это дело десятое. Если очень хочется, то как-то можно пролезть, как говорила одна знакомая по совсем другому поводу.

Судья (Майт Мальмстен) – непонятно, то ли справедливо, то ли нет, приговаривает женщину (непонятно, кстати, и за что) к пятнадцати годам тюрьмы, пренебрегая уликой, которая, по словам адвоката, может перевернуть всё дело, но которая поступила позже положенного по закону срока. После суда его находит брат осуждённой (Мярт Аванди) и просит пересмотреть дело. Судья отмахивается и случайно сталкивает просителя с лестницы, кажется, Паткуля. Тот падает и расшибается насмерть. Судья в панике придумывает гениальный ход – бежит, куда глаза глядят, предусмотрительно забывая дома разрядившийся мобильный телефон. Глаза его глядят – почему-то – в финскую глубинку. Там он проводит какое-то время, там внезапно в Пуустусмаа вдруг вселяется Аки Каурисмяки, и мы наблюдаем лучшую часть этого фильма - несколько очень колоритных провинциальных финских типажей, берегущих свои косынки и не только.

Андрес Пуустусмаа – человек, видимо, компанейский. Если в него кто-то вселяется, как он может бросить съёмочную группу  в этом сложном процессе. Никак не может. Поэтому во вроде бы сходящего с ума Мальмстена начинает постепенно вселяться Аванди – в прямом смысле слова. Тут уже державшийся на честном слове упомянутый безрыбный узел развязывается окончательно, всё рассыпается и уже ничего не собрать. Потом внезапно появляются ещё какие-то черти в самолёте, какие-то непонятные бешеные деньги, лабиринты, зеркала, нужное подчеркнуть. Я ждал голых баб, но в этом режиссёр меня подвёл.

В конце кино неведомыми путями выруливает к хэппи-энду. Но рыбы как не было, так и не появляется.  



Комментариев нет:

Отправить комментарий