Здесь рыбы нет
(«Судья», реж. Андрес Пуустусмаа, Эстония-Россия, 95
мин.)
П.И.Филимонов
Андрес Пуустусмаа – пожалуй, самый плодовитый эстонский кинорежиссёр нашего
времени. Он снимает много, снимает более-менее в зрелищных жанрах – то это
детективы про красную ртуть, то это любовные драмы, где страсть зашкаливает за
любые ртутные столбики термометра, то это, как это называлось в Советском
Союзе, лирические (читай – несмешные, но сентиментальные) комедии. Ничего
плохого в целом про фильмы Андреса Пуустусмаа сказать нельзя, все они вполне
себе на раз смотрибельные. Пересматривать его вряд ли кто-нибудь, кроме его же
собственных родственников, будет, но это не делает режиссёра плохим. Не всем же,
в конце-то концов, претендовать на гениальность. Для того, чтобы кому-то
претендовать на гениальность, этому кому-то нужно это делать на фоне, на
котором она будет выделяться. В то же время этот фон тоже не может быть сделан
из фекальных масс, поскольку гениальность, выделяющаяся на фоне фекальных масс,
подозрительна и гениальностью, простите за нездоровый каламбур, уже никак не
пахнет. Андрес Пуустусмаа – один из тех, кто этот крепкий фон и создаёт. В
каждой стране такие режиссёры нужны, и больше того, нужны в большом количестве.
Как раз для того, чтобы отдельные самородки выделялись на их фоне.
В своём новом фильме «Судья» Андрес Пуустусмаа сел играть не на своём поле.
И предсказуемо проиграл. Напрасно, как в старом анекдоте, начальник катка
громким голосом кричал ему сверху, что рыбы там отродясь не было, Андреса
Пуустусмаа это не останавливало. Захотелось ему привязать к бытовой судебной и
околосудебной драме элементы мистики и трансцендентности – и он будет их
вязать, хотя бы весь мир этому противился. В профессионализме-то ему точно
не откажешь, динамика, работа оператора, выстроенные кадры – это всё есть, да. Не
связывается, но это дело десятое. Если очень хочется, то как-то можно пролезть,
как говорила одна знакомая по совсем другому поводу.
Судья (Майт Мальмстен) – непонятно, то ли справедливо, то ли нет, приговаривает
женщину (непонятно, кстати, и за что) к пятнадцати годам тюрьмы, пренебрегая уликой,
которая, по словам адвоката, может перевернуть всё дело, но которая поступила
позже положенного по закону срока. После суда его находит брат осуждённой (Мярт
Аванди) и просит пересмотреть дело. Судья отмахивается и случайно сталкивает
просителя с лестницы, кажется, Паткуля. Тот падает и расшибается насмерть. Судья
в панике придумывает гениальный ход – бежит, куда глаза глядят, предусмотрительно
забывая дома разрядившийся мобильный телефон. Глаза его глядят – почему-то – в финскую
глубинку. Там он проводит какое-то время, там внезапно в Пуустусмаа вдруг вселяется
Аки Каурисмяки, и мы наблюдаем лучшую часть этого фильма - несколько очень колоритных провинциальных
финских типажей, берегущих свои косынки и не только.
Андрес Пуустусмаа – человек, видимо, компанейский. Если в него кто-то
вселяется, как он может бросить съёмочную группу в этом сложном процессе.
Никак не может. Поэтому во вроде бы сходящего с ума Мальмстена начинает
постепенно вселяться Аванди – в прямом смысле слова. Тут уже державшийся на
честном слове упомянутый безрыбный узел развязывается окончательно, всё
рассыпается и уже ничего не собрать. Потом внезапно появляются ещё какие-то
черти в самолёте, какие-то непонятные бешеные деньги, лабиринты, зеркала,
нужное подчеркнуть. Я ждал голых баб, но в этом режиссёр меня подвёл.
В конце кино неведомыми путями выруливает к хэппи-энду. Но рыбы как не
было, так и не появляется.
Комментариев нет:
Отправить комментарий