суббота, 17 августа 2019 г.

Квентин Тарантино и кнопка Undo.


Квентин Тарантино и кнопка Undo.
(«Однажды в Голливуде», реж. Квентин Тарантино, США, 162 мин.)

П.И.Филимонов

В восторженных опусах о «кино нашей молодости» всевозможных шестидесятников я неоднократно читал об их походах на фильм «Чапаев» в разные кинотеатры, в надежде на то, и даже убеждённости в тайном знании о том, что где-нибудь, в каком-нибудь секретном окраинном кинозале, герой гражданской войны возьмёт и выплывет. Сам я, в детстве в который раз наблюдая по телевизору классику советского кинематографа, надеялся, что ну не настолько тупой этот Верещагин, что в четвёртый-то раз он поймёт и уйдёт-таки с баркаса. Опять же, в какой-то параллельной реальности мушкетёры могли бы и успеть в монастырь кармелиток и предотвратить отравление Констанции коварной Маргаритой Тереховой. Бельмондо мог бы успеть дойти до самолёта, пусть даже это означало бы, что морриконевская Chi Mai лишалась бы самого главного подтекста.

Ну и так далее.



Квентин Тарантино делает это для нас. Он вот уже во втором фильме (не подряд, сильно не подряд, предыдущим в этом ряду были, конечно, «Бесславные ублюдки») переносит нас туда, где «пчёлы не улетели, всадник не ускакал», если цитировать ещё одного классика. В той параллельной реальности, которая вот так же легко могла бы быть ни разу не параллельной, а очень даже нашей, зримой и осязаемой, стареющая группа «Битлз» до сих пор собирает стадионы, Российской Федерацией управляют вменяемые и открытые люди, а президентом Эстонии, в которой ношение шляп определённого фасона запрещено законодательно, выбрали чернокожего гея. Тем самым он возвращает кинематографу – пусть на очень короткое время, и трёх часов не наберётся – его изначальную, почти утраченную на данный момент функцию. Он снова приводит нас в фабрику грёз, фабрику желаний, где возможно всё, и ощущение неминуемости наступающего ужаса внезапно оборачивается какой-нибудь хрустальной Одри Хепбёрн, хрустально выводящей Moon River под хрустальную же гитару.

Тарантино в этом фильме поднимается до эпического возвращения к истокам кинематографа – и всего за счёт одного, очень простого приёма, впервые опробованного им в уже упомянутых «Бесславных ублюдках». Казалось бы, имеет место авторский самоповтор, но такого ощущения не остаётся. Видимо, потому, что в «Ублюдках» это решение смотрелось откровенным фарсом, намеренной издёвкой обиженного мальчика над обидевшей его историей. В «Однажды в Голливуде» всё чувствуется по-другому. В новом фильме Тарантино обманывает ожидания зрителя, такого зрителя, который сумел до похода в кино уберечься от спойлеров, но в курсе рассказываемой истории. И обманывает так, что ты получаешь невероятное наслаждение от того, что тебя обманули, и хочешь обманываться так ещё много, много и много раз. А тот факт, что история, лежащая в основе «Однажды в Голливуде» (изо всех сил стараюсь не спойлерить, потому что иначе наслаждение от этого фильма может в момент улетучиться), известна – почему-то так кажется – далеко не всем его потенциальным зрителям, как раз и делает на этот раз авторское допущение тоньше, элегантнее, изящнее, и неожиданность концовки заставляет не цинично плеваться сквозь много знающие синефильские зубы, а рождает устойчивое желание переместиться в мир Квентина Тарантино. Со всеми его кровью, кищками и всем остальным.

Это – кинематограф таким, каким его задумывали Чарли Чаплин, Жорж Мельес и их современники. Это – кинематограф в своём первозданном виде. Это – возвращение к невинности, как пела нам группа "Энигма", если мне не изменяет память. Поэтому, как мне кажется, после такого фильма было бы как раз логично больше ничего не снимать. Дальше просто некуда.  

  




Комментариев нет:

Отправить комментарий