Волк, коза, капуста, свадьба, два баяна, ка-лаш-ни-ков
(«Дай свободу», реж. Кирилл Михановский, США, 110 мин.)
П.И. Филимонов
Фильм американского режиссёра русского происхождения Кирилла Михановского –
о жизни русской эмиграции в Штатах. В основном, её старшего поколения,
поскольку ярким представителем поколения младшего как раз является главный
герой фильма Вик, уже вполне двуязычный молодой человек, кажется, вполне
вписанный в новую американскую жизнь, разве что не слишком представляющий, чем
он хочет заниматься в этой самой жизни.
Пока временно – или он так думает – он работает водителем минивэна, перевозящего
людей с особыми потребностями к местам их разнообразных дневных дислокаций – в специальные
дома, на посильную работу, ещё куда-нибудь. Помимо этого, у его русского
дедушки, не слишком, понятно, к американской жизни адаптированного и явно
проигрывающего все поединки с наступающими силами деменции, умирает подружка –
американцы в фильме потом называют её гёрлфренд – и целая делегация
русскоязычных стариков и старушек желает её похоронить. Каким-то образом они
уговаривают доброго, в общем-то, Вика взять их на борт и отвезти на кладбище - во время его рабочего дня. Наконец,
вместе с ними со всеми в минивэн залезает самый, пожалуй, колоритный персонаж
фильма – непонятный хрен с горы Дима. Он, конечно, представляется племянником покойницы, но верить ему отказываешься сразу и бесповоротно. Притом никакого
особенного мошенства Дима – во всяком случае, в рамках фильма – не проворачивает,
разве что натыривает законно ему, по его же собственному мнению, принадлежащие
оставшиеся от покойницы какие-то доллары, но натыривает так, вяло, без особенной
финансовой заинтересованности, в какой-то момент он даже широким жестом
разбрасывает эти деньги по салону всё того же микроавтобуса, в котором
происходит значительная часть действия фильма. Загадошная русская душа, чо.
И в общем большую часть фильма вся эта весёлая пиздобратия (я честно
пытался найти цензурный синоним к этому слову, но все они были семантически
гораздо менее точны) разъезжает на минивэне по своим немногочисленным делам.
Русские поют, инвалиды возмущаются, Дима вспыхивает страстями примерно к каждой
второй встречаемой на пути мало-мальски фертильной женщине. Дело усугубляется
ещё и тем, что для того, чтобы одна партия людей вылезла из микроавтобуса, вылезти
должны и все остальные – так что похороны подруги они посещают все вместе, дом,
где для людей с особыми потребностями проводится конкурс талантов, тоже, не
говоря уже про поминки, после которых, правда, выживают только Вик, Дима и ещё
парочка самых крепких.
Всё это в какой-то момент начинает напоминать фильмы Кустурицы его лучшего
периода, когда все куда-то бегут, о чём-то суетятся, чего-то носят не то
стреляют, а в промежутках весело поют под балканские балалайки – или что у них
там. Здесь всё то же самое, но в чуть меньшем темпе, так как большей части
компании уже далеко под, а то и за восемьдесят, но зато градус безумия иной раз
покруче, чем у разных там сербов. Особенно, конечно, доставляет Дима, символом
большой и чистой любви которого к жизни и другим женщинам примерно с середины фильма становится закатанная банка квашеной капусты, которую он всё никак не может
открыть. В общем, весёлая и почти совсем не грустная история про маргиналов,
которые самим временем и разными не зависящими от них обстоятельствами оказались
вытесненными за колею, но не то чтобы там не сдаются и продолжают бороться, а
просто этого не замечают.
И это, пожалуй, правильно. Гораздо важнее решить, какую песню спеть на
Лилиных похоронах.
Комментариев нет:
Отправить комментарий