Среди нас
(«На границе миров», реж. Али
Аббаси, Швеция-Дания, 104 мин.)
П.И.Филимонов
Вот вы знаете, все мы видели трилогию Питера Джексона про хоббитов, троллей
и прочих орков. А потом ещё одну. И это, разумеется, прекрасно, и мы ни в коем
случае не отрицаем талантов их создателей – ни литературного автора, ни
киновоплотителя. Но там ты смотришь и наслаждаешься приятной, зрелищной
сказкой, ни в коем случае не допуская возможности перенесения событий в твою
собственную реальную жизнь.
А потом ты смотришь фильм шведского режиссёра иранского происхождения
Али Аббаси, где тоже действуют тролли. Без хоббитов, гномов и орков, и чуть
поменьше, чем у Джексона, всего два. И ты такой смотришь и натурально
понимаешь, что они очень даже запросто могут существовать рядом с тобой. Потому
что таких людей ты несколько раз видел. И гномы могут, и орки, и разные прочие
эльфы. И уже не кажется сказочка такой благостной и волшебной, какой казалась та,
другая, первоначальная. Потому что, если начать разбирать любой сказочный
персонаж с точки зрения его преломления в реальной жизни – а кто их знает, они
могут там и преломляться – тролли же вот живут среди нас. Как выяснилось – вопросов
рождается ощутимо больше, чем ответов. От банального чем кто питается до более животрепещущего
вопроса о размножении. Али Аббаси решил этот второй вопрос относительно троллей, как
мне показалось, убедительно, возможно даже чуть-чуть слишком более сильно, чем
было нужно, углубляясь в него. Но это простительно, так или иначе, правило 34
никто ещё не отменял.
Ну, и конечно, миссия, которую в этом фильме берёт на себя Али Аббаси –
благородная и человеко-, если можно так сказать – любивая. Не припомню, чтобы
хоть в какой-нибудь из читанных мной сказок тролли бывали бы положительными
персонажами. И, надо сказать, Аббаси в том числе и объясняет, почему это так. Но
не бывает правил без исключений, и как раз таким исключением и предстаёт перед
нами главная героиня фильма «На границе миров» - прекрасная, пусть не по людским
меркам, троллиха-таможенница Тина. Возможно, в свете последних феминитивных
тенденций нужно говорить «троллька», не знаю, мне удобнее по старинке.
Фильм Аббаси – на удивление, не о ксенофобии, точнее, он о ней только
как-то очень по касательной. У фильма есть крепко закрученный сюжет и
отчётливая мораль. И если обычно фильмы с внятно прописанной моралью оставляют после
себя довольно жалкое послевкусие, то здесь, к счастью, всё не так. Наверное,
потому что мораль эта не считывается так одномерно, моментально и однозначно.
Наверное, потому что она многослойна. Наверное, потому что она имеет ярко, даже
яростно выраженную гуманистическую направленность, хотя сам по себе фильм
призван в том числе и опрокинуть антропоцентричную модель мира как единственно
возможную. Этим гротескным примером Аббаси – и мне кажется, что это тот нетипичный
случай, когда иранское происхождение шведского режиссёра играет определённую роль
– лишний раз намекает нам, что все устоявшиеся стереотипы и понимание вещей –
всего лишь вопрос точки зрения. Любовь безусловной бывает, особенно, если
причиной её является банальное видовое сходство. Ненависть же – нет. Ненависть
всегда, по Аббаси этого фильма, имеет причину, следствие и, если и не движет
солнце и светила, то служит отправной точкой для многих событий, происходящих вокруг
нас. Тролли – не глупые и не хуже нас. С чисто выживанческой точки зрения так и
лучше даже. И почему именно человек явился той веткой антропомрофных
организмов, которая угнездилась на этой планете, из этого фильма не понятно
вообще. Будем считать, что нам повезло. И будем за это благодарны.
Комментариев нет:
Отправить комментарий