Дикий народ, дети гор
(«Перелётные птицы», реж.
Кристина Гальего, Чиро Гуэрра, Колумбия-Дания, 125 мин.)
П.И.Филимонов
Точнее, конечно же, не гор, а пампасов, хотя и это не точно. Пампасами эта
местность называлась бы, если мне не изменяет память и внедрившийся в детское
сознание Жюль Верн, если бы она находилась в Аргентине. А так как действие
фильма происходит в Колумбии, то, вероятно, существует какое-то отдельное слово
для её обозначения. Я в данном случае с нагугливанием не справился. Поэтому пусть
будут всё равно пампасы.
В своём новом фильме «Перелётные птицы» колумбийские режиссёры Кристина
Гальего и Чиро Гуэрра, пару лет назад подарившие нам этногаллюцинаторные
«Объятия змея», с одной стороны, ищут новые формы, а с другой стороны отчасти
умудряются не изменить себе. Потому что с одной стороны мы имеем дело с
классической гангстерской драмой, можно даже отчасти сказать, что с
фильмом-нуар (если бы он не был столь красочен и где-то даже вызывающе ярок), а
с другой стороны, этнический колорит остаётся незыблемым. Действие фильма не
просто происходит в Колумбии, а происходит оно в достаточном таком отдалении
даже от тамошних основных очагов цивилизации, среди индейского племени вайю.
Соответственно, основная часть диалогов фильма происходит даже не на испанском,
а вовсе даже на языке гуахиро (это не я такой умный, это как раз интернет).
Вайю – достаточно интересное племя с точки зрения образа жизни в том хотя бы
смысле, что они, с одной стороны (довольно много подобных противопоставлений
для одной маленькой рецензии, не находите?) сохраняют некоторые из вековых
традиций, а с другой стороны, выглядят вполне себе цивилизованно, разъезжают по
этим пампасам-непампасам на пусть не первой свежести даже для 60-70х годов,
когда разворачивается действие фильма, но всё-таки американских автомобилях,
каждый или почти каждый из мужчин вайю носит огнестрельное оружие, некоторые из
наиболее зажиточных индейцев пользуются рациями и так далее. Интересно, что в
обществе вайю исторически царил матриархат, что видно и в фильме и что в
значительной степени объясняет некоторые повороты сюжета, который временами
очень хочется обозвать «крёстной матерью».
Посыл авторов фильма на этот раз совершенно прозрачен, и высказывается
решительно безо всяких обиняков, напрямую. Пока вайю жили своей матриархальной
нетронутой жизнью, всё у них было пусть бедно, но хорошо, идиллически и
достойно. Как только они шагнули на территорию западной цивилизации, решили
по-быстрому обогатиться за счёт продажи порочным гринго марихуаны, в изобилии произраставшей
на их территориях, они вступили в круг обречённых. Выхода оттуда нет, назад к
архаическому счастью не вырваться, цивилизация съедает душу, а затем уже и
физически «все умерли». Ну, не буквально все, но это неважно.
Если не сильно принимать в расчёт этот наивный, немного искусственно
привязанный к фильму псевдопритчевый посыл, то фильм очень даже смотрибелен.
Крепко сколоченная гангстерская драма с лёгкими выкрутасами, вызванными как раз
соблюдениями национальных традиций вайю. Ну, например, мужчины, по законам
племени, не могут касаться мёртвых тел, поэтому хоронить убитых в разборках (а
их – спойлерну – с определённого момента становится ох как много) приезжают
женщины. Вообще женщины в этой истории являются как бы триггерами, а мужчины –
как бы обречёнными исполнителями местами воли женщин, а местами – базирующейся
на этой воле судьбы. Не без индейского фатализма. Ну и конечно, с яростными
южными страстями. И пленительными индейскими мелодиями, единственный недостаток
которых – их тексты, снова и снова в морализаторском ключе пересказывающие нам
основной авторский посыл фильма – западная цивилизация убивает национальную
самобытность. Ну да, ну, убивает, а мы, что, не знали? Всё так. Но лучше
выключить эти задние мысли и просто погрузиться в сюжет.
Комментариев нет:
Отправить комментарий