вторник, 19 февраля 2019 г.

Среди нас


Среди нас
(«На границе миров», реж. Али Аббаси, Швеция-Дания, 104 мин.)

П.И.Филимонов


Вот вы знаете, все мы видели трилогию Питера Джексона про хоббитов, троллей и прочих орков. А потом ещё одну. И это, разумеется, прекрасно, и мы ни в коем случае не отрицаем талантов их создателей – ни литературного автора, ни киновоплотителя. Но там ты смотришь и наслаждаешься приятной, зрелищной сказкой, ни в коем случае не допуская возможности перенесения событий в твою собственную реальную жизнь.
А  потом ты смотришь фильм шведского режиссёра иранского происхождения Али Аббаси, где тоже действуют тролли. Без хоббитов, гномов и орков, и чуть поменьше, чем у Джексона, всего два. И ты такой смотришь и натурально понимаешь, что они очень даже запросто могут существовать рядом с тобой. Потому что таких людей ты несколько раз видел. И гномы могут, и орки, и разные прочие эльфы. И уже не кажется сказочка такой благостной и волшебной, какой казалась та, другая, первоначальная. Потому что, если начать разбирать любой сказочный персонаж с точки зрения его преломления в реальной жизни – а кто их знает, они могут там и преломляться – тролли же вот живут среди нас. Как выяснилось – вопросов рождается ощутимо больше, чем ответов. От банального чем кто питается до более животрепещущего вопроса о размножении. Али Аббаси решил этот второй вопрос относительно троллей, как мне показалось, убедительно, возможно даже чуть-чуть слишком более сильно, чем было нужно, углубляясь в него. Но это простительно, так или иначе, правило 34 никто ещё не отменял.



Ну, и конечно, миссия, которую в этом фильме берёт на себя Али Аббаси – благородная и человеко-, если можно так сказать – любивая. Не припомню, чтобы хоть в какой-нибудь из читанных мной сказок тролли бывали бы положительными персонажами. И, надо сказать, Аббаси в том числе и объясняет, почему это так. Но не бывает правил без исключений, и как раз таким исключением и предстаёт перед нами главная героиня фильма «На границе миров» - прекрасная, пусть не по людским меркам, троллиха-таможенница Тина. Возможно, в свете последних феминитивных тенденций нужно говорить «троллька», не знаю, мне удобнее по старинке.
Фильм Аббаси –  на удивление, не о ксенофобии, точнее, он о ней только как-то очень по касательной. У фильма есть крепко закрученный сюжет и отчётливая мораль. И если обычно фильмы с внятно прописанной моралью оставляют после себя довольно жалкое послевкусие, то здесь, к счастью, всё не так. Наверное, потому что мораль эта не считывается так одномерно, моментально и однозначно. Наверное, потому что она многослойна. Наверное, потому что она имеет ярко, даже яростно выраженную гуманистическую направленность, хотя сам по себе фильм призван в том числе и опрокинуть антропоцентричную модель мира как единственно возможную. Этим гротескным примером Аббаси – и мне кажется, что это тот нетипичный случай, когда иранское происхождение шведского режиссёра играет определённую роль – лишний раз намекает нам, что все устоявшиеся стереотипы и понимание вещей – всего лишь вопрос точки зрения. Любовь безусловной бывает, особенно, если причиной её является банальное видовое сходство. Ненависть же – нет. Ненависть всегда, по Аббаси этого фильма, имеет причину, следствие и, если и не движет солнце и светила, то служит отправной точкой для многих событий, происходящих вокруг нас. Тролли – не глупые и не хуже нас. С чисто выживанческой точки зрения так и лучше даже. И почему именно человек явился той веткой антропомрофных организмов, которая угнездилась на этой планете, из этого фильма не понятно вообще. Будем считать, что нам повезло. И будем за это благодарны.             



Комментариев нет:

Отправить комментарий