Очень скромное обаяние
"Светская жизнь" ("Cafe Society"), США, 2016, реж. Вуди Аллен, 96 мин.
П.И.Филимонов
Фильмы Вуди Аллена делятся на комедии и не очень. На те, в которых играет
сам Вуди Аллен, и не очень. На знаковые, концептуальные и не очень. На про
любовь и не очень. На те, которые стоит смотреть больше одного раза, и не очень.
Новый фильм маэстро «Светская жизнь» - не очень по всем вышеперечисленным
параметрам, кроме как про любовь. Про любовь там очень и очень. Смешные моменты
там, конечно, тоже встречаются, но как-то редко и боковой линией. Фильм – на одну
из излюбленных тем автора – жизнь Америки 30-х годов, гламур, гангстеры,
Голливуд, светские красавицы. Немножко еврейской темы – куда же без неё. Смешные
моменты, как нетрудно догадаться, по большей части, именно с ней и связаны. Это
известная старая концепция – иронизировать и издеваться над евреями в приличном
обществе разрешается только евреям. Чем маэстро напропалую и пользуется. Но это
всё фон, на котором разворачивается история. Достаточно необычно для автора,
более лирическая, нежели ироническая, более поэтическая, чем парадоксальная.
Такие фильмы в его гигантской фильмографии, разумеется, были и раньше, но в
последнее время Аллен всё больше баловал нас ироническими притчами, пусть и о превратности чувств. Здесь иронии, повторюсь, мало. Во всяком случае, не в
отношении главного героя. Вернее, она есть, куда же без неё, главный герой в
великолепном, на наш взгляд (чего не отнять у маэстро, так это умения
вытягивать что-то новое из всем известных актёров) исполнении Джесси Айзенберга
так же нелеп, сутул и нескладен, как если бы его играл сам Аллен – много лет
назад. Но сама история проста, как мир, и стара, как он же. Молодой человек
полюбил необычную девушку, точнее, девушку, показавшуюся ему необычной,
девушку, сознательно пошедшую на то, чтобы показаться ему необычной, и она даже
вроде бы отвечает ему взаимностью, но в конечном итоге, когда приходит время
выбора, она предпочитает его богатого и тоже влюблённого в неё родственника.
Молодой человек расстраивается, но не подаёт виду (или я ошибаюсь, и Айзенберг
просто не умеет играть любовные страдания?), уезжает домой и вскоре женится на
другой красивой девушке, с тем же именем, что характерно. Живут они долго и
несчастливо (я имею в виду изначальных молодых людей), при этом вроде бы как и
счастливо. То есть, у обоих как бы замечательные браки, но как бы сердцу не
хочется покоя, и они туманными глазами смотрят в туман. Возможно, умирают в
один день, так далеко в их биографии Аллен не углубляется. Вокруг них крутится
мир Голливуда, происходят бесконечные нейм-дроппинги, тут же орудуют гангстеры,
сухой закон, правда, почему-то обойдён стороной, а между тем, это вроде бы
самый его расцвет (хотя наверняка найдутся умные люди, которые поправят меня с
хронологией), а они всё смотрят туманными глазами в туман и не могут
угомониться.
И вроде бы не совершают они ничего предосудительного, вроде бы
продолжают оба оставаться примерными семьянинами, но вот как-то не всё ладно в
датском королевстве.
Короче, кино про то, что настоящая любовь даётся человеку один раз и
прожить её надо так, чтобы, дальше каждый может подставить кому что
заблагорассудится. То ли маэстро стал на старости лет сентиментален, то ли
хотел сказать что-то более оригинальное, да не получилось, при таком количестве
фильмов могут быть и некоторые проходные. К плюсам истории можно отнести то,
что оба фигуранта умопомрачительного (ну как умопомрачительного? Довольно рационального,
на самом-то деле) романа – люди вполне состоявшиеся. Никто из них не уходит в
запой, никто из них не чахнет от несчастной любви, никто из них не умирает в
нищете под забором. У них, повторюсь, всё хорошо, но как бы не всё хорошо.
Жизненно? Жизненно. Сколько угодно таких ситуаций вокруг. Эта самая любовь не
является, складывается ощущение, для них в жизни самой важной вещью номер один.
Приятное дополнение ко всем уже полученным бонусам, не более того. Но всё-таки
без неё что-то не клеится, и остаётся смотреть туманными глазами в туман. Если
ироничность автора, которую мы так ценим, кроется именно в этом, то он опять
молодец. Хотя у Вуди Аллена бывали фильмы и получше. Только наша личная любовь
к Джесси Айзенбергу и красивым девушкам мешает нам однозначно признать это
произведение искусства провалом мастера. Что называется, посмотреть на один
раз, подумать о своей поломатой жизни, выпить винишка и поскакать домой,
выветрив из головы память об этом кино. Не специально, само выветривается. Вот
сейчас точку поставлю и забуду.
Комментариев нет:
Отправить комментарий