П.И.Филимонов
Трудно сказать, кто именно изобрёл такую подачу истории. Точнее сказать,
можно изучить этот вопрос, залезть в Википедию и прочие источники, но нам, понятно,
всё это проделывать лень. Навскидку же я помню, что первый раз такой приём
использовал Акира Куросава в знаковом для многих видов искусств фильме «Ворота
Расёмон». Притом я опять же не помню, взял ли он этот приём из Акутагавинского
первоисточника или придумал сам. Суть метода заключается в том, что одна и та
же история преподносится зрителю с нескольких (обычно, трёх) разных точек
зрения. Благодаря чему история поворачивается к нам новыми гранями и
подробностями. В течение фильма мы видим одну и ту же историю три или более раз, и
каждый раз сюжет выворачивается на новую изнанку. Положительные герои
становятся отрицательными, отрицательные положительными, совы кажутся
воробьями, и всё встаёт с ног на голову. Отчего-то азиатские кинематографисты
особенно любят этот приём. Вот и новый фильм Парк Чан Вука, которого
продвинутая часть синефилов называет Пак Чхан Уком (я уж по-старинке, мне так
удобнее), под названием «Служанка», построен по тому же принципу. Вообще, «Служанка»
кажется оммажем классикам японского кинематографа со стороны классика
кинематографа корейского. Наряду с уже упоминавшимся Куросавой, мне показалось,
что Парк Чан Вук ещё и делает реверансы в сторону Такаси Миикэ с его любовью к
натуралистическим, гипернатуралистическим и, скажем, антигуманным подробностям
общения человеческих индивидуумов между собой. Несмотря на не слишком большие
соответствия в сюжете «Кинопроба», например, вспомнилась сразу.
Фильм, разумеется, о любви. О настоящей дружбе и немножко о том, как
пауэр-пафф-гёрлз победили очередных драконов, негодяев и прочую нечисть. Но фильм
и, например, о книгах. Не совсем о литературе, потому что все эти книги –
эротического и порнографического содержания, но тем не менее, Парк Чон Вук
показывает, что влияние искусства на неокрепший (или, как в данном случае,
перезревший разум) может быть и губительным. (Тут вспомнился "Интимный дневник" Гринуэя, но это так, горе от ума). И о любви к деньгам, которая
классически никого ещё ни до чего хорошего не доводила. В каком-то смысле очень
гуманистический фильм. Героини выносят всё и широкую ясную грудью дорогу
пролагают себе только тогда, когда осознают, что главное в жизни – всё-таки
любовь, а не всякие остальные ухищрения и прибамбасы. С ними нельзя не
согласиться. А весь антураж, все те жестокости и натурализм, который окружает
эту сложнозакрученную, но, с точки зрения месседжа, простую, как цветок
папоротника, историю, призван, как мне кажется, оттенить, дополнить, красиво
подсветить и орнаментировать сообщение автора зрителям. Слишком было бы большими поддавками со
стороны режиссёра, если бы ещё и сюжет был простой и ровный.
Словом, это – хорошее кино. Самое главное, с неожиданными поворотами
сюжета, за что мы его так всегда ценим. И со всей азиатской кровожадностью и
расчленёнкой, которую мы, обратно, так любим.
Да, скифы мы, чего с нас там взять. Так и Парк Чан Вук тем более – тот ещё
скиф. Впрочем, впечатлительным людям, наверное, всё-таки не стоит отправляться
в кинотеатр на просмотр этого во всех отношениях достойного творения мастера.
Будете ругаться потом, а в главное не воткнёте. А оно нам надо? Нам оно не
надо. Мы здесь для того и посажены, чтобы вы, наши уважаемые читатели, именно
что втыкали в главное. А главное – это любовь, повторюсь. Ну, и умение смотреть
на вещи под разным углом. Незаменимые навыки в жизни, что один, что второй.
Практическая польза «Служанки» тоже не поддаётся описанию.
Комментариев нет:
Отправить комментарий