Бузина и родственники
(«Мегалополис»/“Megalopolis“, реж. Фрэнсис Форд Коппола, США, 138 мин.)
П.И.Филимонов
Кажется, что все уже знают всё, что происходило вокруг этого фильма. Была у
Фрэнсиса Форда Копполы мечта, и он не произносил о ней речей и не пел о ней
песен, а тихонько её лелеял и всё пытался найти финансирование. Время шло,
финансирование не находилось, а Фрэнсис Форд не молодел. Он понимал, что осуществление
мечты находится под угрозой, и решил, что самая лучшая мечта – это та, за
которую ты сам заплатил. Фрэнсис Форд продал свои винодельни и/или виноградники
(там не так важно, важен, скорее, тот факт, что они у него были) и на
вырученные деньги купил жене гребёнку, а себе, значит, кино.
И получилось что-то очень странное. Адам Драйвер, сыгравший в «Мегалополисе»
главную роль, роль гениального архитектора Катилины, говорил в одном интервью,
что ценит этот фильм, например, больше, чем все «Звёздные войны», вместе взятые
(надеюсь, всё-таки он имеет в виду те «Звёздные войны», в которых ему лично довелось
сниматься) хотя бы за то, что на площадке не тёрлись продюсеры, указывающие
режиссёру, что ему делать.
И вот, знаешь, Адам, может, оно и лучше было бы, если бы тёрлись. Ну, прости,
это просто предположение, ничего личного, и Коппола, конечно, великий режиссёр,
и все мы любим «Крёстного отца» и «Апокалипсис сегодня», а некоторые ещё тайно
обожают и «Разговор» и «Дракулу», но – ну Адам, давай будем честны. Это какая-то
очень странная конструкция, склеенная каким-то картофельным клейстером, лишь бы
держалась – но она не слишком держится. Почему всех этих людей зовут древнеримскими
именами? Как какой-то неуклюжий масон, начитавшийся Дэна Брауна, Коппола
переносит в современные США (ну а что это ещё может быть за страна) мистику и
помпезность Древнего Рима – и конструкция не работает. И главный конфликт –
архитектор Катилина, помимо всего прочего, обладающий способностью
останавливать время (я слышал, этот предмет проходят на четвёртом курсе
архитектурных вузов) хочет построить город-сад, и не через четыре года, а как
можно быстрее, чтобы там яблони, значить, цвели, и все бегали абсолютно голые, но
в очень положительном смысле. А ретроградный мэр города (Джанкарло Эспозито,
наверное, имеет в виду мэра Джулиани, хотя это не обязательно) почему-то хочет
ему помешать. Чем мэру так не угодил будущий город золотой, не слишком из
фильма понятно. Возможно, там бродят не те животные, или звезда в небе не
горит.
Кроме того, в истории замешан стареющий, но всё никак не умирающий банкир
(вот кто прекрасен, как всегда, так это Джон Войт в его роли), и разной степени
опасности гангстеры, политики, роковые красотки и прочее население условного
Рима. И Катилина, до предела обостряя накал конфликта, влюбляется в дочь мэра, причём
девушка отвечает ему взаимностью.
И всё это происходит в каких-то немножко сюрреалистических декорациях,
немножко похоже на компьютерную игру, но довольно плохо продуманную
компьютерную игру, такую игру, которую как раз и разработал бы восьмидесятишестилетний
человек, не имевший до этого никакого соприкосновения с другими играми. И происходит
как-то нелепо, сумбурно, как будто умелый, но уже дементный повар набросал в
кастрюлю всё подряд, что нашёл в холодильнике и теперь надеется, что из этого
получится удобоваримый продукт.
Немножко всё это неудобно, неудобно смотреть на беспомощность великого режиссёра
перед своей же собственной мечтой. Ну, или ещё вариант – не дорос я пока.
Комментариев нет:
Отправить комментарий