Какое-то количество человек для танго
(«Джокер: безумие на двоих»/“Joker: Folie a Deux”, реж. Тодд Филлипс, США, 138 мин.)
П.И.Филимонов
Об этом фильме нужно знать две вещи. Во-первых, несмотря на то, что, по
словам всех панически настроенных обозревателей, он «проваливается в прокате»
(что вполне может быть и правдой, хотя вот у нас зал был почти полон), это
хороший фильм. Если бы ещё в нём поменьше пели, он был бы хорош вдвойне. Вот
пение в нём, превращение его в мюзикл – хотя все мы об этом знали задолго до
того, как он вышел на экраны – совершенно не мотивированно, непонятно, зачем
введено, разве что у режиссёра сработала банальнейшая из логических цепочек –
Леди Гага – пение – мюзикл. В остальном, это очень неожиданное прочтение
истории, ставшей уже классикой, с мастерским твистом в конце.
Во-вторых, это не фильм по комиксам. То есть, формально, он, конечно, вышел
из вселенной DC, он был бы невозможен без предыдущих фильмов о
противостоянии этих двоих – в смысле, Джокера и Бэтмана. Но если конкуренты из «Марвел»
пошли по дороге типа самоиронии и глумёжки над собственными ценностями (если
это можно так назвать), то ребята из DC повернули в совсем
неожиданную сторону, что, безусловно, заставляет испытывать к ним
непредвиденное уважение.
Тодд Филлипс взял комикс и сделал из него фактически артхаусное кино.
Именно потому, как мне кажется, массовый зритель туда и не пошёл. Шутка ли, в фильме
про Джокера первые реальные трупы начинают появляться минут за пятнадцать до
конца, до этого мы наблюдаем знаете что? – моральное уничтожение, слом главного
героя, затем отчаянную попытку обрести себя за счёт внезапно нагрянувшей любви, только
чтобы показать нам, что он никакой не супергерой, а всего лишь человек.
Это приводит к довольно удивительному эффекту. Весь фильм, глядя на то
развенчание короля, которое происходит с Артуром Флеком, ты постоянно думаешь,
более того, ты уверен, что вот-вот, вот ещё пять минут, и он восстанет,
переродится в бесстрашного могущественного Джокера и наваляет им всем так, что
мир покажется им с овчинку, а то и поменьше. А этого всё не происходит и не
происходит. И вот уже от фильма остаётся всё меньше и меньше времени, и вот уже
эта метаморфоза, которая должна случиться, получается, что будет всё
грандиознее и грандиознее, и ты думаешь, что в этом и заключается главная суть
фильма, что вот сейчас он обернётся к лесу задом, а к тебе передом, быстро разметает
их всех, и граждане довольные разойдутся по домам.
Нет. Более того, конец в этом смысле совсем не героический. Конец, как
говорит один мой любимый литературный блогер, слегка даже опрокидывающий, конец
– такой, что заставляет несколько пересмотреть все имевшиеся на тот момент
взгляды на франшизу.
И Хоакин Феникс, конечно, хорош. Хоакин Феникс выдаёт здесь нам нового Джокера,
даже не того, которого он же сыграл в первом фильме. Новый Джокер – это не глумливый
маньяк, каким был Джон Николсон и даже не психопатическое воплощение зла,
какими, в разных смыслах, были Хит Леджер и сам Феникс. Новый Джокер – это человек,
как говорится, слишком человек. Сломленный, потерянный, какое-то недолгое время
хорохорящийся, но всё это – пшик и мыльные пузыри перед грубой силой.
Жалко, что Леди Гага, при всём её таланте, в том числе и актёрском, не
очень смогла в Харли Квинн. Одному Финиксу сложно вывозить. А тут ещё и песни.
Комментариев нет:
Отправить комментарий