Упадок и разрушение («Байкеры»/“The Bikeriders”, реж. Джефф Николс, США, 116 мин.)
П.И.Филимонов
Нет в этой истории ничего необычного, ничего нового, ничего, претендующего
на откровение. Такое, уверен, вы читали и смотрели уже не один раз. И тем не
менее – за счёт подбора актёров ли, смотрящихся каждый очень органично в своей
роли, за счёт режиссёрских акцентов ли, или за счёт узнаваемости типажей – получается
симпатично и нужную эмоцию из зрителя выжимает.
Как говорит один из персонажей в самом начале фильма, «всем людям нужно к
чему-то принадлежать» (цитата, разумеется, не точная). Он имеет в виду, что
всем представителям человеческого рода, кажется, вообще без всяких исключений,
нужно относиться к какой-нибудь группе, где их ценят, считают своими, к группе,
которая немного противопоставляет себя окружающему миру вокруг и поэтому
формирует у своих членов некое чувство единства. Это может быть что угодно –
любительская театральная труппа, спортивная команда, клуб любителей отвечать на
заковыристые вопросы про историю Мавритании, кружок авиамоделистов, или тайное
сообщество читателей этого текста – разницы нет никакой. В «Байкерах», как
понятно из названия, речь идёт о клубе любителей езды на мотоциклах. Кажется,
что организовались в клуб они только потому, что хотели подчеркнуть это своё
единство в борьбе с окружающим миром, потому что просто проводить вместе
свободное время – это одно, а проводить его в качестве клуба, немного
формализировать свою жизнь, но как будто вполне добровольно – это совсем другое
и очень по-человечески. У клуба есть председатель, такой Александр Залдостанов
здорового человека, в исполнении созданного для таких ролей Тома Харди, и есть
свой анфан-террибль, негласный лидер, которого играет Остин Батлер, ранее
сыгравший Элвиса Пресли и Фейда-Рауту Харконнена, и, должен сказать, предельно
разный в каждой из этих ролей.
И есть история развития, а точнее, история упадка, потому что (я полагаю, какой-нибудь
философ какого-нибудь двадцатого века в какой-нибудь фундаментальной работе разобрал
эту тему максимально подробно) все создаваемые человеком сообщества
одновременно парадоксальным образом обречены на трансформации и уничтожение.
Пока персонаж Харди достаточно силён (а там история такая, что каждый может
бросить ему вызов, примерно как в сказке про Маугли могли бросить вызов Акеле),
и не проигрывает в поединках, он может удерживать клуб в рамках нужной ему
степени насилия и нахождения чуть на грани, но всё-таки почти внутри законного
поля. Как только произойдёт обратное – в клуб ворвутся не чтящие традиций
молодые, заточенные уже под образ жизни какой-нибудь Иллинойсской ОПГ, и всё
схлопнется.
Короче говоря, благородные разбойники против неблагородных. Рыцари плаща и
шпаги против адептов лома и дубинки, элегантные ниндзя против неповоротливых,
но несокрушимых сумотори. Исход всей истории ясен, собственно, с самого начала,
как ясно и на чьей стороне режиссёр нехитрой манипуляцией располагает симпатии
зрителя.
Точно так же и эти молодые ведь. Они тоже пройдут какой-то путь, потом их
банда трансформируется во что-то ещё новое, и их боевое братство, в котором они
тоже станут сентиментальными и умирающими под плачущей дождём природой, тоже
закончится.
Потому что таков естественный ход вещей. И с человеческими группами это
происходит гораздо быстрее, чем с человеческими индивидуумами. Нет такого
варианта, чтобы смерть, уничтожение или разрушение не победили. Что в каком-нибудь
конкретном случае, как, например, в фильме «Байкеры» может сделать счастливее –
или, в крайнем случае, спокойнее – хотя бы одного человека. Не хочу ничего говорить,
но только скажу – а может, в этом и смысл?
Комментариев нет:
Отправить комментарий