Оклахомские Цапки
(«Убийцы цветочной Луны»/”Killers of the Flower Moon”, реж.
Мартин Скорсезе, США, 206 мин.)
П.И.Филимонов
Истории воцарения зла на отдельно взятой территории всегда крайне интересны
и увлекательны. Интереснее, с точки зрения изучения человеческих характеров,
могут быть разве что истории про маньяков. Впрочем, истории про территории зла
интересны ещё и другим – анализом того, как прочие обитатели этих территорий
это допустили. Как получилось так, что Пол Пот воцарился в Камбодже, и никто не
попытался этому воспротивиться? Как получилось так, что никто в станице
Кущёвской не пошёл против Цапков? Как случилось, что в округе Осейдж
Биллу Хейлу и его подручным удавалось так долго проворачивать то, что они
проворачивали – и никто из местных жителей не хотел или не мог ничего с этим
поделать, ровно до тех пор, пока Молли Бурхардт не поехала на встречу с
президентом Кулиджем?
Нет ответа на этот вопрос. Возможно, потому, что простой
среднестатистический человек не может представить себе в голове, что для
кого-то самым простым способом решить с каким-либо человеком какую-либо
проблему может быть убийство этого человека, и, что, если такая возможность
теоретически появляется, ею берут и пользуются? Тем более, что это и не люди-то
толком, это индейцы, и за их смерть, если всё правильно продумать, можно ещё и
денег на страховке отхватить.
Скорсезе по-прежнему в форме. Ему удаётся держать своего зрителя в
напряжении в течение всех трёх с половиной часов, которые длятся «Убийцы
цветочной Луны». Он даже прибегает к некоторым неконвенциональным для себя
способам изложения событий, чуть-чуть нарушает линейность в начале, и меняет
точку зрения рассказчика по ходу повествования. Де Ниро по-прежнему в форме. Он
играет очень своеобразное воплощение абсолютного зла, человека, который ради
денег способен убить сколько угодно народа и любыми возможными способами.
Вообще ни разу не задумываясь о собственных поступках, более того, будучи до
конца уверенным в собственной правоте. Ди Каприо по-прежнему в форме. Вот если
про Джонни Деппа принято говорить, что он всё играет одинаково, то про ди
Каприо такого утверждать ни в коем случае нельзя. Здесь он, довольно
неожиданно, играет довольно недалёкого человека, почти полностью лишённого
стержня и своего мнения, подчинившего свою волю своему демоническому дядюшке
настолько, что только сильная личная трагедия может это изменить.
И так уж устроен человек, что в любой невероятной истории, которую ему
рассказывают или показывают (а эта история достаточно невероятна, хотя и основана на реальных событиях), он, видимо,
из чувства самосохранения, ищет аналогии – ну просто чтобы не разрывало мозг от
необыкновенности зла, чтобы можно было говорить пусть не о его обыденности, но
хотя бы о схожести паттернов. Так вот, если знать историю станицы Кущёвская, то
на всём протяжении фильма невозможно отделаться от аналогий. Нам показывают
таких оклахомских Цапков, только на восемьдесят лет раньше, и откровенно,
ничего в этой чудовищной истории не замалчивая.
Всё повторяется, к сожалению. Скорсезе, который никогда не был чужд
социальной критике, как бы вскользь напоминает нам, что, чем более
коррумпировано общество, тем с большей вероятностью подобные убийства цветочных
Лун будут продолжать совершаться в разное время в разных уголках планеты.
Возможно, вот прямо сейчас происходят где-то.
Комментариев нет:
Отправить комментарий