Простой способ испортить жизнь сводному брату
(«Тёмный рай»/“Tume paradiis“, реж. Трийн Руумет, Эстония, 108 мин.)
П.И.Филимонов
Я пропустил этот момент, но, судя по залу, новый отечественный фильм уже засветившейся
режиссёрки Трийн Руумет позиционируется как молодёжный. Не знаю, что считать
молодёжностью, герои фильма и правда молоды, и увязают во всех обычных штуках,
в которых вечно увязает молодёжь, а также герои постарше, всех времён и географических локаций –
беспорядочный секс, наркотики, эксперименты с внешностью, поиски себя. Если
так, то любой фильм можно считать молодёжным, даже при отсутствии такого модуса
вивенди понаблюдать за метаниями героев со стороны всегда интересно.
Фильм рассказывает параллельные истории двух героев, которых объединяет
общий отец. Сводные брат и сестра Виктор и Кармен живут своими отдельными
жизнями, периодически пересекаясь, как и свойственно родственникам. Собственно,
начальной точкой фильма являются похороны их общего папы, про которого я так и
не понял, кем он был. Не то каким-то недобандитом, не то протоолигархом (что,
возможно, одно и то же), не то просто каким-то влиятельным человеком в
ковбойской шляпе и галстуке-шнурке. И в ночь после поминок Кармен не очень
хорошо с Виктором обходится. С двумя подружками она заманивает наивного юношу в
джакузи, усыпляет его наркотиками и каким-то образом, пока он в отключке, вытатуировывает
у него на лбу свастику, а на щеке член.
Думаю, что жизнь любого человека с членом на щеке перестала бы быть томной.
Вот Виктор постепенно и съезжает во все тяжкие, член на его щеке как бы
символизирует своеобразный рубеж, перешагнув который, он не останавливается –
теоретически – уже ни перед чем. Кажется, нам опять показывают поздние девяностые
или ранние нулевые, поскольку вместо смартфонов у героев пока ещё всевозможные «Нокии»,
а, когда Виктор чуть не убивает одного своего идеологического противника, ему,
по сути, ничего за это не делается.
У Кармен тоже не всё гладко. Она влюблена в какого-то странного дядечку-понтореза
в прекрасном исполнении Юхана Ульфсака, про которого сама признаётся подругам,
что любит его, видимо, именно потому, что он полный мудак. Дядечка пользуется
молодой девочкой, пока ему не надоедает, после чего радикальным понторезовским
способом их отношения прерывает. Плюс ко всему наследство того самого умершего
папаши в ковбойской шляпе у Кармен отжимают родственники, эту линию я тоже не
до конца понял, но, возможно, тут важны не точные мотивировки, а сам факт.
Короче говоря, две души, оказавшиеся выброшенными на берег бурного моря и не имеющие куда приткнуться и где переждать этот личный шторм, неизбежно найдут друг друга в поисках тепла. Примерно это (и примерно в этих же выражениях) и происходит в «Тёмном рае». Кармен и Виктор весь фильм находятся в отношениях любви-ненависти, что, во всяком случае, со стороны Виктора, как раз очень объяснимо – как ещё ты можешь относиться к человеку, который вытатуировал член у тебя на щеке (бог с ней, со свастикой).
В целом получилось довольно забавно – и да, наверное, это действительно
такое кино воспитания, что ли, очередная история о поисках себя в сложном и
лишённом логики мире. И даже если кажется, что эти поиски в конце увенчиваются
успехом – кто знает, может, это только очередная агония на пути к вечной
ангедонии. Извините за пафос, это должен был быть лёгкий каламбур.
Комментариев нет:
Отправить комментарий