Кто умеет на свободу, кто умеет в
плен
(«Восемь гор»/ „Le Otto Montagne“, реж. Феликс ван Грунинген, Шарлотта Вандермерш, Франция-Бельгия-Италия, 147 мин.)
П.И.Филимонов
Что-то в начале года от хорошего кино прямо в глазах рябит, как бы потом
это густо не сменилось жесточайшим «пусто», раз уж все мы знаем, что в природе
царит баланс. И это второй подряд в «Киноптикуме» фильм про дружбу, про дружбу
безо всяких дополнительных подтекстов. И второй подряд фильм с фламандским акцентом,
хотя при непредвзятом просмотре и кажется, что «Восемь гор» - фильм
итальянский.
Это кино, конечно, совсем другое, чем бельгийское «Близко», там дружба
длилась пару лет, здесь мы видим дружбу длиной в жизнь. Бруно и Пьетро познакомились
в детстве, когда родители последнего сбежали от всего и купили себе «домик в
деревне» (на самом деле, в горах), где и обретался сирота-первый. Которого, по
сути, и усыновляют родители Пьетро.
И даже не столько о дружбе этот фильм, сколько о выборе пути. А два друга
нужны семейной паре нидерландских режиссёров именно для того, чтобы эту разницу в выборе
наглядно продемонстрировать. Собственно, вынесенные в название восемь гор – это
не восемь гор в прямом смысле слова. Это метафора из буддийского мировоззрения,
«восемь гор» означают в этом случае большой мир, путешествие вширь, которому
посвящает свою жизнь Пьетро. В противовес путешествию вглубь, немножко
провинциальному «где родился, там и сгодился», позиции, которой чётко
придерживается Бруно. Один путешествует, другой живёт в одном и том же месте,
даже, кажется, в ближайший город ни разу за свою жизнь не выезжает. Один очень
долго не может жениться, другой берёт себе в жёны, по сути, первую
подвернувшуюся и согласную на это женщину. Один меняет работы как перчатки,
второй твёрдо убеждён, что будет заниматься исключительно животноводством и
производством собственного сыра, и даже экономические трудности вкупе с
нагрянувшим банкротством его в этом не разубеждают.
Странно в этом фильме, что авторы выбирают сторону. Они, конечно, нас в
этом своём выборе обманывают, очень долго кажется, что они на стороне одного из
друзей, а потом всё внезапно переворачивается с ног на голову, и выясняется,
что они всегда были на стороне второго. Посыл фильма вроде бы в том, что жить
можно так, как хочется тебе, не причиняя при этом вреда другим – ничего нового,
казалось бы – а потом вдруг что-то в этой известной библейской формуле
ломается, и не всё, простите, становится так однозначно.
Но в этом как бы и цимес этого очень длинного (вот отдельно замечу, что
идёт он меньше второго «Аватара», например, а кажется, что длится раза в
полтора дольше), медитативного какого-то кино. Можно быть каким угодно хорошим
и положительным, можно как угодно войти в гармонию с природой (извините,
говорю, как городской) и любить горы сильнее всего на свете – ничего это тебе
не гарантирует. И не потому, что ты, к
примеру, плохой человек, а просто так оно как-то само собой устраивается.
Бесхитростность и близость к истокам не всегда лучше мятущейся натуры и
путешествия вширь.
«Восемь гор» не отпускает некоторое время после просмотра, не отпускает в самом, пожалуй, страшном смысле, в котором только может не отпускать не обязательно кино, а любое хорошее произведение искусства вообще. Ты думаешь, а правильно ли ты живёшь, а правильно ли ты расставил приоритеты и проторил свою лыжню. Снегоступы или горные лыжи? И однозначного ответа нет. И страшно.
Ну, а итальянские мужчины в главных ролях, конечно, прекрасны, как всегда, и носят дяже самые замызганные майки-алкоголички с изяществом, доступным только итяльянцам. Как они это делают?
Комментариев нет:
Отправить комментарий