среда, 11 января 2023 г.

Красивым женщинам достаются ужасные мудаки, или Размышления о точке зрения

 

Красивым женщинам достаются ужасные мудаки, или Размышления о точке зрения

(«Одним прекрасным утром»/“Un beau matin“, реж. Миа Хансен-Лёве, Франция-Германия-Великобритания, 112 мин.)

П.И.Филимонов

Как писали П.Смирновский и позже позаимствовавший у него эту великую мысль Набоков, дуб – дерево, роза - цветок, олень – животное, воробей – птица, смерть неизбежна, Леа Сейду – возможно, прекраснейшая из ныне живущих актрис (разве что Марго Робби могла бы включиться в это соперничество). И это бесспорно.


И вот смотришь ты новый фильм Мии Хансен-Лёве, про отношения, где у Леи впал в деменцию недавно ещё такой начитанный и образованный папа (тонны, тонны книг, когда их начинают вывозить, неизбежно ловишь себя на мыслях о том, что «вот это бы я взял, а вот это не надо, у меня есть»), а одновременно нарисовался ухажёр, старый знакомый, которого Леа (точнее, её героиня, но разве это важно) увидела в новом свете, а он такой вроде бы и любит её-что-не-может, а вроде бы и от жены никак не уйдёт, короче мучает честную женщину, как распоследний козлина – и жалко тебе её, и думаешь ты, ну вот почему так, почему нам, красивым да умным, так не везёт всё время, пусть зато мы создаём почву для многочисленных творцов и их фильмов про отношения – но всё равно.

А потом копаешь глубже и думаешь, что всё же зависит исключительно от точки зрения. В том смысле, что если снять тот же самый фильм, но с точки зрения, например, жены этого самого нерешительного рохли Клемана (Мельвиль Пупо), то жалко будет уже её – и даже, скорее всего, ещё жальче чем Сандру (героиню Сейду). А если бы режиссёром был, например, мужик, он мог бы преподнести нам всю эту историю с точки зрения вообще самого Клемана (который в какой-то момент говорит, что он не хочет больше трахаться, что не сексом единым – вы представляете вообще? Человек не хочет секса с Леа Сейду!!!), то получился бы такой французский «Осенний марафон», и все бы мы поняли Клемана и посочувствовали ему, а те из нас, кто осудил бы его за эти метания – у них просто нет сердца.

В общем, какое у нас сегодня, как говорили некогда в передаче «О.С.П. Студия», будет резюме? А резюме у нас сегодня будет такое, что в фильмах про отношения самое важное для восприятия – та точка зрения, на которую становится режиссёр. Потому что ну очень маленькое меньшинство из зрителей способно преодолеть инерцию нарратива и заглянуть в любой истории за рамки той оптики, через которую нам транслируют происходящее создатели фильма.

И да, конечно, никто не будет снимать и показывать нам кино про абсолютно счастливые семьи, потому что это скучно, потому что там нет конфликта, потому, в конце концов, что их не учили снимать отсутствие конфликта. Хотя на самом деле, полагаю, это было бы интересно. Вот смотрите вы фильм – а там все счастливы. Полтора часа экранной жизни – и нет никаких несчастных людей, никто не плачет, не умирает, не скандалит и не смотрит в камеру крупным планом, изображая на лице страдания всей накопленной за годы работы актёрской техникой.

Но пока такого нет, будем смотреть на то, как красивая женщина Леа Сейду страдает от неустоявшихся отношений со своим нерешительным Клеманом, как она страдает от понимания безнадёжности происходящего с отцом, как она пострадывает от прорезавшегося у дочери переходного возраста, и всё это на фоне того красивого Парижа, в котором некоторые из нас практически прописались, а некоторые не будут никогда, о.     




Комментариев нет:

Отправить комментарий