вторник, 13 декабря 2022 г.

Наш сукин сын

 

Наш сукин сын

(«Священный паук»/ عنکبوت مقدس,  реж. Али Аббаси, Дания-Швеция-Германия-Франция, 116 мин. )

П.И.Филимонов

Али Аббаси, очередной набирающий обороты иранский режиссёр в эмиграции (он, например, снял фильм «На границе миров») порадовал своих поклонников кинолентой под названием «Священный паук», основанной на реальных событиях.




«Священный паук» - это прозвище серийного убийцы, резвившегося в иранском городе Мешхед в 2000-2001 годах. Специализировался «паук» на убийствах проституток. И если вас (как меня) тоже удивляет в первую очередь то, что в Иране они тоже есть – таки-да, есть, не удивляйтесь, всюду жизнь, а вся история человечества доказывает прочим разным сомневающимся, что какое бы то ни было явление невозможно искоренить ни в какой стране какими бы то ни было законами о запрете пропаганды проституции и – как бы это сказать – отрицания итогов Ирано-Иракской войны.

Согласно фильму, «священный паук» примерно за полтора-два года убил шестнадцать секс-работниц, при этом целью себе ставил двести. Столько он их насчитал в определённом злачном месте Мешхеда, где они все собирались. На семнадцатой, законспирированной под проститутку журналисткой, он спалился.

И можно было бы снять этот фильм как достаточно стандартный триллер про маньяка, и, возможно, режиссёр из любой другой страны так и поступил бы, тем более, что в этой истории есть более-менее все необходимые элементы – в быту «паук» ничем среди жителей города не выделяется, ведёт достаточно добропорядочную жизнь, посещает мечеть и не называет президента своей страны хуйлом (условно). Но тогда это не был бы фильм Али Аббаси, да даже и не обязательно Али Аббаси, любого, видимо, иранского режиссёра в изгнании.

Аббаси делает акцент на социальной стороне вопроса. И, пожалуй, именно с того момента, как он этот акцент делает, фильм становится интересно смотреть. До этого он как-то не особенно поражает воображение, то ли дело в том, что Аббаси не умеет снимать триллеры с детективной подоплёкой, то ли сцены насилия – не его конёк (хотя самый конец фильма эту гипотезу опровергает), то ли просто фабула ему гораздо менее интересна, что похоже на правду.

Уже после ареста «паука» люди начинают выступать на его стороне. Потому что он почти национальный герой, потому что он очищал город от скверны, потому что этим женщинам, которые ходят в коротких юбках, красят волосы и употребляют наркотики – так и надо, потому что они позорят нацию, являются нежелательными элементами и должны быть из общества выпилены с как можно большей эффективностью. И так, говорит нам Аббаси, а мы ему безоговорочно верим, думает очень значительная часть иранского общества. Так что «паук» до самого конца уверен, что никакого наказания за свои деяния он не понесёт, потому что поступки его – угодны богу и его представителям на Земле.

И это, конечно, больше всего удручает при просмотре «Священного паука», и заставляет проводить очевидные параллели с очевидным. Тёмное и одурманенное религиозной или любой другой пропагандой общество будет оправдывать зло до последнего, если это идеологически правильное зло, если это наши сукины сыны, если это «необходимая жертва» для достижения целей, в постановке которых это общество, конечно, само вполне себе плавает.

И человеку сквозь эту нефтяную плёнку никак не пробиться. Упыри, к сожалению, сильнее.     



 

 

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий