А была не женщина, картинка
(«Мисс Виборг»/"Miss Viborg", реж. Марианне Блихер, Дания-Аргентина, 99
мин.)
П.И.Филимонов
Я не знаю, что приключилось в одной отдельно взятой стране Дании в конце
десятых-начале двадцатых годов. Как так получилось, что страна, и раньше не
бывшая в отстающих, подарившая миру «Догму 95» и, в частности, великого и
ужасного Ларса фон Триера, вдруг совершила над собой ещё некоторое усилие и
превратилась в абсолютного лидера независимого европейского кинематографа. Даже
в проходных фильмах, вроде описываемого, нет-нет, да и да, да и блеснёт
что-нибудь нам оттуда эдакое.
Фильмов о нелогичной, казалось бы, дружбе одинокой вредной старушки и
трудного подростка было уже немало, но Марианне Блихер находит свою краску,
свою нотку и свою нишу в этом и без того нишевом жанре. Её вредная старушка
Сольвейг, которая в самом начале фильма получает травму ноги и, столкнувшись с
затруднениями в передвижении, нанимает в помощницы соседскую девочку Кейт имеет свою тайную историю.
Всё вроде бы довольно стандартно, они то ссорятся, то мирятся, помогают друг
другу с решением бытовых проблем, делятся друг с другом сокровенным и идут к
исполнению мечты Кейт, но у Сольвейг есть не один, а целых несколько секретов в
шкафу. Не буду спойлерить их все, довольно многие из них важны для развития
сюжета, но об одном, самом важном скелете, придётся рассказать.
Дело в том, что в далёкой молодости, почти пятьдесят лет назад, Сольвейг
два раза избиралась королевой красоты своего маленького города. Понятно, что
никаких следов от этого не осталось, что годы стирают всё и сик транзит глория
мунди, но именно это обстоятельство и придаёт фильму глубину, которую в нём
поначалу заподозрить было нельзя. Хотя, с другой стороны, почему нельзя,
название как бы намекало.
В общем, что получается. Вот ты на вершине молодости и красоты, вот ты
успешен и достоин зависти всех окружающих подруг, счастлив и полон планов – а потом
твоя жизнь делает монтажную склейку, и всё, что у тебя остаётся, это старый потрёпанный
альбом с чёрно-белыми фотографиями. Который ты пересматриваешь, когда тебе
особенно грустно или когда ты чувствуешь, что несправедливость мира по отношению
к тебе достигает критической отметки. «Мисс Виборг» - про то, что остаётся от
нас после того, как наши пятнадцать минут славы пройдут. О том, как нужно принять
осознание того, что они прошли и достойно жить остальную часть своей жизни, не
сбиваясь в воспоминания и жалость к себе. О том, как искать удовольствие в
каждом дне и мириться с теми днями, когда найти его невозможно.
Это очень оптимистичное кино. Пусть с довольно банальными выводами – любовь
и хорошее отношение к людям способны даже в безнадёжных случаях перевернуть
нашу жизнь или то, что от неё осталось – но упакованы эти банальности в
приятный, местами даже забавный сюжет и крайне симпатичных персонажей. Все три
главных актёра фильма достоверны и каждый по-своему харизматичен.
Но всё равно эта тема – угасания и разложения блистательной молодости - вносит важный оттенок в этот фильм, придаёт образу Сольвейг какие-то новые
измерения, как бы протягивает его во времени, и мы видим нечто большее, чем
просто внешне вредную, но добрую внутри старушку. Раз впитав эту информацию, от
неё невозможно уже избавиться. Как в песне Петра Мамонова про Зинаиду Райх.
Только вместо мамоновского пессимистичного: «и она права, потому что кому какое
дело, кто поэт, а кто неизвестно кто», Марианне Блихер, есть дело до мисс
Виборг 1977, кажется, года.
Комментариев нет:
Отправить комментарий