понедельник, 5 сентября 2022 г.

А была не женщина, картинка

 

А была не женщина, картинка

(«Мисс Виборг»/"Miss Viborg", реж. Марианне Блихер, Дания-Аргентина, 99 мин.)

П.И.Филимонов

Я не знаю, что приключилось в одной отдельно взятой стране Дании в конце десятых-начале двадцатых годов. Как так получилось, что страна, и раньше не бывшая в отстающих, подарившая миру «Догму 95» и, в частности, великого и ужасного Ларса фон Триера, вдруг совершила над собой ещё некоторое усилие и превратилась в абсолютного лидера независимого европейского кинематографа. Даже в проходных фильмах, вроде описываемого, нет-нет, да и да, да и блеснёт что-нибудь нам оттуда эдакое.



Фильмов о нелогичной, казалось бы, дружбе одинокой вредной старушки и трудного подростка было уже немало, но Марианне Блихер находит свою краску, свою нотку и свою нишу в этом и без того нишевом жанре. Её вредная старушка Сольвейг, которая в самом начале фильма получает травму ноги и, столкнувшись с затруднениями в передвижении, нанимает в помощницы соседскую девочку Кейт имеет свою тайную историю. 

Всё вроде бы довольно стандартно, они то ссорятся, то мирятся, помогают друг другу с решением бытовых проблем, делятся друг с другом сокровенным и идут к исполнению мечты Кейт, но у Сольвейг есть не один, а целых несколько секретов в шкафу. Не буду спойлерить их все, довольно многие из них важны для развития сюжета, но об одном, самом важном скелете, придётся рассказать.

Дело в том, что в далёкой молодости, почти пятьдесят лет назад, Сольвейг два раза избиралась королевой красоты своего маленького города. Понятно, что никаких следов от этого не осталось, что годы стирают всё и сик транзит глория мунди, но именно это обстоятельство и придаёт фильму глубину, которую в нём поначалу заподозрить было нельзя. Хотя, с другой стороны, почему нельзя, название как бы намекало.

В общем, что получается. Вот ты на вершине молодости и красоты, вот ты успешен и достоин зависти всех окружающих подруг, счастлив и полон планов – а потом твоя жизнь делает монтажную склейку, и всё, что у тебя остаётся, это старый потрёпанный альбом с чёрно-белыми фотографиями. Который ты пересматриваешь, когда тебе особенно грустно или когда ты чувствуешь, что несправедливость мира по отношению к тебе достигает критической отметки. «Мисс Виборг» - про то, что остаётся от нас после того, как наши пятнадцать минут славы пройдут. О том, как нужно принять осознание того, что они прошли и достойно жить остальную часть своей жизни, не сбиваясь в воспоминания и жалость к себе. О том, как искать удовольствие в каждом дне и мириться с теми днями, когда найти его невозможно.

Это очень оптимистичное кино. Пусть с довольно банальными выводами – любовь и хорошее отношение к людям способны даже в безнадёжных случаях перевернуть нашу жизнь или то, что от неё осталось – но упакованы эти банальности в приятный, местами даже забавный сюжет и крайне симпатичных персонажей. Все три главных актёра фильма достоверны и каждый по-своему харизматичен.

Но всё равно эта тема – угасания и разложения блистательной молодости - вносит важный оттенок в этот фильм, придаёт образу Сольвейг какие-то новые измерения, как бы протягивает его во времени, и мы видим нечто большее, чем просто внешне вредную, но добрую внутри старушку. Раз впитав эту информацию, от неё невозможно уже избавиться. Как в песне Петра Мамонова про Зинаиду Райх. Только вместо мамоновского пессимистичного: «и она права, потому что кому какое дело, кто поэт, а кто неизвестно кто», Марианне Блихер, есть дело до мисс Виборг 1977, кажется, года.



Комментариев нет:

Отправить комментарий