Лошади, шимпанзе и другие животные
(«Нет»/“Nope“, реж. Джордан Пил, США, 127 мин.)
П.И.Филимонов
Раньше Джордан Пил почему такой злой был? Не потому, что у него велосипеда
не было, а потому что он работал на поле чистого хоррора, чему подтверждением
оба два нашумевших его предыдущих фильма «Прочь» и «Мы» (видимо, можно уже
констатировать и то, что Пил придумал себе фишку – называть фильмы короткими
односложными словами, не всегда имеющими прямую связь с сюжетом, и за это мы,
надо сказать, его отдельно любим, потому что фишки – это хорошо).
Теперь же он ударился в неприятную фантастику, хотя элементы чистого
хоррора в новом фильме режиссёра всё равно есть. Как мне кажется, выглядящая
немного вставной новеллой история обезьянки Горди – едва ли не страшнее, чем
всеь остальной фильм.
Неприятна эта фантастика не потому, что она была бы как-то плохо сделана или
вызывала отрицательные эмоции. Нет (как говорит нам и сам Пил). Неприятна она
чисто в физиологическом смысле – вот как неприятные все эти ксеноморфы в
«Чужих», отвратительная штука из карпентеровского «Нечто» и им подобные
существа. Пил тоже придумал крайне неприятный организм. Который, в отличие от
многих собратьев по инопланетности, не имеет никакой иной цели, как сожрать
всех, кого он заметит на своём пути (это ключевой момент фильма, так что тут я
поосторожнее).
А против существа Земля выставляет маленький, но боевой отряд из
чернокожих брата с сестрой, детей погибшего при странных (как кажется в начале
фильма) обстоятельствах конезаводчика, белого гика из магазина компьютерной
техники и сумасшедшего, но гениальнгого оператора с голосом Тома Уэйтса в его
самых хриплых балладах.
Закон жанра говорит Пилу, что тут нельзя так, как в предыдущих его фильмах,
тут нельзя, чтобы все умерли. Немножко, конечно, жаль, что он идёт у закона на
поводу, и умирают-таки не все. Но, с другой стороны, если бы Пил не соблюдал
каноны, это был бы не симпатичный режиссёр Пил, а кто-нибудь другой, покруче да
погуще (из играющих на этом же поле на ум приходит вот например автор
«Солнцестояния», режиссёрская версия нового фильма которого, «Бульвар
разочарований» обещает сладко развернуться на четыре с лишним часа экранного времени). Но мы о Пиле.
Так вот, на мой взгляд, «Нет» - лучший пока фильм Пила. Отчасти потому, что
там ничего нет про расовый вопрос, хотя после первых двух фильмов казалось, что
эта тема будет педалироваться в каждом последующем опусе режиссёра. Но в
главном – из-за изобретательности автора. Не так просто в этом поджанре
фантастики – столкновении человечества с чем-то крайне агрессивным и неприятным
из далёкого космоса – можно придумать что-нибудь оригинальное. Большинство
попыток всё равно скатываются к мерзкой слизи «Чужого» и нечеловеческой
многоножке Карпентера. Пилу это удалось, его существо в какой-то момент кажется
немного смешным в сценах изнутри, но, учитывая его поведение, эта иллюзия
быстро развеивается.
Остаётся только гадать, какую роль в фильме выполняет история обезьянки Горди
-можно предположить, что через неё Пил пытается показать нам всю
непреодолимую пропасть между миром людей и миром животных, точно так же, как
раньше он показывал, что белые никогда не поймут и не примут чёрных.
Комментариев нет:
Отправить комментарий