Развивая Борхеса
(«Варяг»/“The Northman“, реж.
Роберт Эггерс,
США, 136 мин).
П.И.Филимонов
Слепой аргентинский провидец Хорхе Луис Борхес писал, что всю мировую
литературу можно свести к четырём сюжетам. Он даже не утрировал, он буквально в
том же рассказе-эссе эти сюжеты и приводил, но это он про литературу. Кинематорграф,
конечно, вылез из литературы, местами до сих пор является литературоцентричным,
но всё же в нём всё не так однозначно, как писал Борхес и говорят наши калоедящие соплеменники. И тем не менее.
И тем не менее, количество сюжетов в мире вообще достаточно ограничено. Я
не так радикален, как Борхес, но их и правда достаточно мало. И когда в
аннотации к фильму читаешь, что сюжет «Варяга» взят из хроники Саксона Грамматика,
откуда его в своё время взял Уильям Шекспир, что главного героя зовут Амлет, и фильм
посвящён его мщению за убитого его дядей его же отца, ты составляешь в своей
голове чёткое представление, что тебя ждёт.
Но в этих своих предположениях ты не учитываешь, как-то случайно
пропускаешь всего один маленький, но всё меняющий факт. Режиссёр "Варяга" – тот же
человек, что несколькими годами раньше снял нам «Маяк», а ещё раньше «Ведьму».
А это значит, что твои мыслительные построения, скажем так, сработают не до
конца. Да, фильм действительно рассказывает историю исландского принца Амлета,
чей дядя убивает его отца и женится на его матери, которую, по случайному
совпадению, зовут Гертуд (могу путать, в любом случае, созвучно).
А дальше начинается веселье. На этот раз за историей в исполнении Эггерса
вполне можно следить, она линейна, понятна, а если и наполнена какими-то духами
и богами, то что вы хотите от Исландии и сопредельных регионов девятого века.
Там они, простите, в туалет без асов не ходили.
Надо сказать, что от Шекспира всё-таки тоже кое-что оставлено – герой Амлет
тоже такой не без сомнений, не молотит вперёд без устали и остановок, в какой-то
момент он даже немножко и рефлексирует (настолько, насколько это было в девятом веке
возможно), и чуть ли не арию о чаше не поёт.
Но потом вспоминает, что его главная задача – не в этом. Его главная задача
– отомстить за папашу, и вот ещё спасти прекрасную славянку Ольгу в исполнении
не менее прекрасной Ани Тейлор-Джой (имя на «О», непонятно, совпадение или не
думаю), которая встречается ему на этом пути мести и вот именно что и
становится тем самым искушением, которое сладко твердит, чтобы он бросил эту
свою затею, а остался бы с ней возделывать свой садик.
Эггерс не был бы Эггерсом, если бы путь мести его героя не был максимально
кровавым. Да и вообще истории про девятый век, наверное, только такими и могут
быть. Никакого гуманизма ещё и в помине не было (сейчас опять снова нет, но по
другим причинам, и не Исландия тому виной), так что количество летящих с плеч
голов и разматывающихся кишок исчислению поддаётся с трудом. Сюжетные твисты нас тоже поджидают, не такие, что всё прямо вставало бы с ног на голову, но прилично
вкапывающиеся в мотивацию и внутренние стимулы персонажей.
Фильм держит в каком-то весёлом напряжении – весёлом от ощущения того, что
все эти ужасы, к счастью, совершенно не реальны, и таковыми на фоне нынешних
событий не воспринимаются, плюс ты каждый раз ждёшь, каким же ещё новеньким,
ещё более противным кадром побалует нас Эггерс. И он справляется, до самого
конца не подводит. Молодец, я считаю.
Комментариев нет:
Отправить комментарий