понедельник, 2 мая 2022 г.

Развивая Борхеса

 

Развивая Борхеса

Варяг»/“The Northman“, реж. Роберт Эггерс, США, 136 мин).

П.И.Филимонов

Слепой аргентинский провидец Хорхе Луис Борхес писал, что всю мировую литературу можно свести к четырём сюжетам. Он даже не утрировал, он буквально в том же рассказе-эссе эти сюжеты и приводил, но это он про литературу. Кинематорграф, конечно, вылез из литературы, местами до сих пор является литературоцентричным, но всё же в нём всё не так однозначно, как писал Борхес и говорят наши калоедящие соплеменники. И тем не менее.



И тем не менее, количество сюжетов в мире вообще достаточно ограничено. Я не так радикален, как Борхес, но их и правда достаточно мало. И когда в аннотации к фильму читаешь, что сюжет «Варяга» взят из хроники Саксона Грамматика, откуда его в своё время взял Уильям Шекспир, что главного героя зовут Амлет, и фильм посвящён его мщению за убитого его дядей его же отца, ты составляешь в своей голове чёткое представление, что тебя ждёт.

Но в этих своих предположениях ты не учитываешь, как-то случайно пропускаешь всего один маленький, но всё меняющий факт. Режиссёр "Варяга" – тот же человек, что несколькими годами раньше снял нам «Маяк», а ещё раньше «Ведьму». А это значит, что твои мыслительные построения, скажем так, сработают не до конца. Да, фильм действительно рассказывает историю исландского принца Амлета, чей дядя убивает его отца и женится на его матери, которую, по случайному совпадению, зовут Гертуд (могу путать, в любом случае, созвучно).

А дальше начинается веселье. На этот раз за историей в исполнении Эггерса вполне можно следить, она линейна, понятна, а если и наполнена какими-то духами и богами, то что вы хотите от Исландии и сопредельных регионов девятого века. Там они, простите, в туалет без асов не ходили.

Надо сказать, что от Шекспира всё-таки тоже кое-что оставлено – герой Амлет тоже такой не без сомнений, не молотит вперёд без устали и остановок, в какой-то момент он даже немножко и рефлексирует (настолько, насколько это было в девятом веке возможно), и чуть ли не арию о чаше не поёт.

Но потом вспоминает, что его главная задача – не в этом. Его главная задача – отомстить за папашу, и вот ещё спасти прекрасную славянку Ольгу в исполнении не менее прекрасной Ани Тейлор-Джой (имя на «О», непонятно, совпадение или не думаю), которая встречается ему на этом пути мести и вот именно что и становится тем самым искушением, которое сладко твердит, чтобы он бросил эту свою затею, а остался бы с ней возделывать свой садик.

Эггерс не был бы Эггерсом, если бы путь мести его героя не был максимально кровавым. Да и вообще истории про девятый век, наверное, только такими и могут быть. Никакого гуманизма ещё и в помине не было (сейчас опять снова нет, но по другим причинам, и не Исландия тому виной), так что количество летящих с плеч голов и разматывающихся кишок исчислению поддаётся с трудом. Сюжетные твисты нас тоже поджидают, не такие, что всё прямо вставало бы с ног на голову, но прилично вкапывающиеся в мотивацию и внутренние стимулы персонажей.

Фильм держит в каком-то весёлом напряжении – весёлом от ощущения того, что все эти ужасы, к счастью, совершенно не реальны, и таковыми на фоне нынешних событий не воспринимаются, плюс ты каждый раз ждёшь, каким же ещё новеньким, ещё более противным кадром побалует нас Эггерс. И он справляется, до самого конца не подводит. Молодец, я считаю.



Комментариев нет:

Отправить комментарий