Простые движения Франсуа Озона
(«Лето '85» , реж. Франсуа Озон, Франция-Бельгия, 101 мин.)
Если посмотреть всю фильмографию Франсуа Озона подряд, выяснится примерно
две вещи. Во-первых, по плодовитости он не уступает, пожалуй, и самому Вуди Аллену,
а к соответствующему возрасту, кто его знает, глядишь и обскачет американского
классика, хотя нет, это всё-таки вряд ли, в свои лучшие годы Аллен умудрялся
снимать по два фильма в год. Озон всё-таки выдерживает чуть более долгие паузы.
Но да, в целом, от такой скорострельности качество иногда неизбежно страдает.
Но сейчас не об этом. Во-вторых, фильмы Франсуа Озона можно условно разделить
на две большие группы – фильмы сложные, с твистом сюжета, с до конца не понятными
мотивировками, а то и вообще такие, где просто неясно, что же конкретно
происходит/произошло (типичные примеры – «Под песком» и «В доме», хотя и «Бассейн»,
несомненно, относится к этой же группе). И фильмы простые и предельно простые.
Где почти с самого начала понятно всё, где нет никаких твистов, где, видимо,
мастера занимает другое.
Таков был последний его фильм до отчётного, «По воле божьей», не задевающая
эмоционально зрителя история о священниках-педофилах. Таков и новый фильм
режиссёра.
«Лето '85» - предельно простая история. На неназываемом нам, но, должно быть,
понятном французам средиземноморском курорте летом 1985 года один мальчик встречает
другого мальчика и влюбляется в него. Второй мальчик вроде бы отвечает первому
взаимностью, а потом перестаёт. Совершенно обычная история подростковой любви. Заканчивающаяся,
правда, трагически, но и это тоже не бином Ньютона. Масса наших первых любовей
закончилась трагически, у некоторых даже так, как у героя фильма Алексиса. Чего
там, не сильно прям важный это спойлер – его возлюбленный после их ссоры
насмерть разбивается на мотоцикле.
Стало быть, Озона интересует здесь не история. История здесь – банальнее некуда.
Фильм о том, как, собственно, Алексис справляется с болью утраты, ну и до конца
примиряется со своей гомосексуальностью. Известный факт: Озон – открытый гей и
в каждом его фильме хотя бы один из центральных или околоцентральных персонажей
тоже придерживается одних с режиссёром позиций.
И что, неужели известный, даже где-то прославленный, даже, пожалуй, что
местами и культовый режиссёр снял фильм только для того, чтобы лишний раз
сказать своим зрителям, что любая половая ориентация нормальна, что дело в
любви, а не в том, в кого и что ты
засовываешь или кто и что засовывает в тебя? Вот почему-то не очень хочется в
это верить, слишком уж это было бы банальным объяснением для этого фильма.
Возможный вариант – Озон снял фильм о собственной молодости (в 1985 году
ему как раз было 18, как и погибшему Давиду), возможно, этот фильм, будучи
экранизацией, одновременно является и реминисценцией становления любовной жизни
(если можно так сказать) самого режиссёра. Возможно, всё дело в атмосфере, в
этой кажущейся сейчас нелепой моде 80х и тех песенках, которые окружают
беспечную до поры жизнь персонажей на неназываемом нам, но, вероятно,
узнаваемом всеми французами средиземноморском курорте. Песенкам, которые,
например, и я тоже помню из своего детства, которые удачно вписываются, а то даже
и создают неповторимую атмосферу тех лет, лет, когда ещё не было никаких
поправок к конституции, никакого коронавируса, а Европа видела в своём будущем
объединении исключительно положительные стороны. Кажется, это называется
молодостью либо ностальгией. Возможно, счастьем. Которое, ясное дело, мимолётно
и так и норовит получить на своём модном мотоцикле травмы, не совместимые с
жизнью.
Комментариев нет:
Отправить комментарий