пятница, 16 октября 2020 г.

Жизнь, смерть, искусство и Англия

 

Жизнь, смерть, искусство и Англия

(«Сувенир», реж. Джоанна Хогг, Великобритания, 120 мин.)

 П.И.Филимонов

Проходит примерно половина фильма Джоанны Хогг «Сувенир» прежде,чем ты понимаешь его главный – и по сути единственный – сюжетный замут. В начале кажется, что это очень такая вудиалленовская история про представителей богемы, пытающихся снять фильм, во всяком случае, говорящих исключительно о кино. Только ещё на британской почве, так что ещё элегантнее и, может быть, необоснованнее.

Во всяком случае, главная героиня «Сувенира», Джулия, точно полна надежд и амбиций стать режиссёром. И вся эта перетекающая из одной квартиры в другую богема кажется лёгкой, безобидной и качающейся на волнах жизни в модных пуловерах и обсуждения Бергмана и Антониони.




Всё это ровно до тех пор пока Джулия не осознаёт, что в процессе своего лёгкого богемного порхания и бесед на кухнях о природе вещей умудрилась сойтись с системным (как мне говорила одна знакомая в девяностых) героиновым наркоманом, и, более того, влюбиться в него. Молодого человека Джулии играет Том Бёрк, который кажется мне ещё одним потенциально готовым выстрелить в мир славы и Голливуда британским актёром. Например, вы могли видеть его в роли Корморана Страйка в сериале по соответствующей серии произведений Роберта Гэлбрайта.

За счёт своего физического недостатка Бёрк слегка напоминает Хоакина Феникса, а актёрской игрой – где все эмоции мира можно показать лицом – скорее, Тома Харди. И вот мне кажется, что фильм «Сувенир» делает не исполнительница главной роли Хонор Суинтон Бёрн (родная дочь Тильды Суинтон, между прочим, которая в сувенире играет мать Энтони, персонажа Бёрка), а именно Бёрк. Бёрк играет беспомощность человека перед забирающим его к себе наркотиком. Он бы, конечно, и хотел бы быть хорошим кавалером, а то, глядишь, и мужем для Джулии, он и человек-то, судя по всему, неплохой, но бывают такие вещи, против которых даже самый распрекрасный человек сделать не может совсем ничего.

И со второй половины «Сувенир» довольно неожиданно меняет тональность и сосредоточивается на истории взаимоотношений Джулии и Энтони, её попыток совместить занятия в киношколе и жизнь с героиновым наркоманом.

Довольно нетрудно догадаться, какая из этих двух сил побеждает. Но самое странное, не знаю, была ли то задумка режиссёра, или это следствие общебританского стоического отношения к подобным вещам, но Энтони в фильме не выглядит мерзким. Не выглядит и заслуживающим сочувствия, но это ведь только в наших глазах. Мы же смотрим на достаточно симпатичную, неглупую и очаровательно богемную Джулию, смотрим её глазами на Энтони и видим, что и любить его есть за что, и умозрительно восхищаться им тоже есть за что. На примере «Сувенира» можно наблюдать другое, несвойственное, например, русской культурной традиции восприятие наркомании. Нет, ни режиссёрка фильма, ни Бёрк, никто вообще не оправдывает и не опоэтизирует употребление наркотика, но, в то же время, Энтони не показан опустившимся лишившимся человеческого облика упырём в грязной майке-алкоголичке, какими обычно выводят их в русских фильмах. Правда, дружок его именно в майке в какой-то момент и появляется, но это уже почти в конце их отношений с Джулией, и близко к концу вообще всего.

Ну и не бывают британские городские драмы весёлыми. Всё-таки грусть там заложена на генетическом каком-то уровне. Ничего хорошего от этой истории примерно с её середины мы не ждём, и в этих своих не-ожиданиях не обманываемся. Но не ради твиста в сюжете снимался «Сувенир», я полагаю.    



Комментариев нет:

Отправить комментарий