Жизнь, смерть, искусство и Англия
(«Сувенир», реж. Джоанна Хогг, Великобритания, 120 мин.)
Проходит примерно половина фильма Джоанны Хогг «Сувенир» прежде,чем ты
понимаешь его главный – и по сути единственный – сюжетный замут. В начале
кажется, что это очень такая вудиалленовская история про представителей богемы,
пытающихся снять фильм, во всяком случае, говорящих исключительно о кино. Только
ещё на британской почве, так что ещё элегантнее и, может быть, необоснованнее.
Во всяком случае, главная героиня «Сувенира», Джулия, точно полна надежд и
амбиций стать режиссёром. И вся эта перетекающая из одной квартиры в другую
богема кажется лёгкой, безобидной и качающейся на волнах жизни в модных
пуловерах и обсуждения Бергмана и Антониони.
Всё это ровно до тех пор пока Джулия не осознаёт, что в процессе своего
лёгкого богемного порхания и бесед на кухнях о природе вещей умудрилась сойтись
с системным (как мне говорила одна знакомая в девяностых) героиновым наркоманом,
и, более того, влюбиться в него. Молодого человека Джулии играет Том Бёрк,
который кажется мне ещё одним потенциально готовым выстрелить в мир славы и
Голливуда британским актёром. Например, вы могли видеть его в роли Корморана
Страйка в сериале по соответствующей серии произведений Роберта Гэлбрайта.
За счёт своего физического недостатка Бёрк слегка напоминает Хоакина
Феникса, а актёрской игрой – где все эмоции мира можно показать лицом – скорее,
Тома Харди. И вот мне кажется, что фильм «Сувенир» делает не исполнительница
главной роли Хонор Суинтон Бёрн (родная дочь Тильды Суинтон, между прочим,
которая в сувенире играет мать Энтони, персонажа Бёрка), а именно Бёрк. Бёрк
играет беспомощность человека перед забирающим его к себе наркотиком. Он бы, конечно,
и хотел бы быть хорошим кавалером, а то, глядишь, и мужем для Джулии, он и
человек-то, судя по всему, неплохой, но бывают такие вещи, против которых даже
самый распрекрасный человек сделать не может совсем ничего.
И со второй половины «Сувенир» довольно неожиданно меняет тональность и сосредоточивается
на истории взаимоотношений Джулии и Энтони, её попыток совместить занятия в
киношколе и жизнь с героиновым наркоманом.
Довольно нетрудно догадаться, какая из этих двух сил побеждает. Но самое
странное, не знаю, была ли то задумка режиссёра, или это следствие общебританского
стоического отношения к подобным вещам, но Энтони в фильме не выглядит мерзким.
Не выглядит и заслуживающим сочувствия, но это ведь только в наших глазах. Мы
же смотрим на достаточно симпатичную, неглупую и очаровательно богемную Джулию,
смотрим её глазами на Энтони и видим, что и любить его есть за что, и умозрительно
восхищаться им тоже есть за что. На примере «Сувенира» можно наблюдать другое,
несвойственное, например, русской культурной традиции восприятие наркомании.
Нет, ни режиссёрка фильма, ни Бёрк, никто вообще не оправдывает и не опоэтизирует
употребление наркотика, но, в то же время, Энтони не показан опустившимся лишившимся
человеческого облика упырём в грязной майке-алкоголичке, какими обычно выводят
их в русских фильмах. Правда, дружок его именно в майке в какой-то момент и
появляется, но это уже почти в конце их отношений с Джулией, и близко к концу
вообще всего.
Ну и не бывают британские городские драмы весёлыми. Всё-таки грусть там
заложена на генетическом каком-то уровне. Ничего хорошего от этой истории
примерно с её середины мы не ждём, и в этих своих не-ожиданиях не обманываемся.
Но не ради твиста в сюжете снимался «Сувенир», я полагаю.
Комментариев нет:
Отправить комментарий