суббота, 19 сентября 2020 г.

На разогреве

 

На разогреве

(«Райн», реж. Янно Юргенс, Эстония, 98 мин.)

П.И.Филимонов


На следующей неделе в прокат выходит новый фильм Вейко Ыунпуу «Последние», о котором, очевидно, будут много говорить и писать, а пока нам предлагается своеобразный разогрев перед, видимо, местным хедлайнером года – фильм Янно Юргенса «Райн».

Как будто бы фильм «Райн» - что-то вроде семейного фильма о семейных же проблемах, запутанных отношениях и способах преодоления отчуждения между близкими людьми. Очевидно, для придания непонятного антуража, действие происходит в прошлом, в Эстонии неопознанных, но предположительно восьмидесятых годов, в неопознанном провинциальном городе, предположительно, Силламяэ (ничего в кино про это не говорится, чисто визуальная и интуитивная догадка). В семью к своим родителям и маленькому брату откуда-то (из столицы?) возвращается старший сын – собственно, тот самый заглавный Райн. Между братьями колоссальная разница в возрасте, лет двадцать, как минимум, а то и больше. Ну ладно, это вполне возможно, не будем придираться. Ну и дальше Райн пытается обустроить свою жизнь на новом старом месте, и всё это на фоне его сложных, но трепетных отношений с младшим братом Атсом, глазами которого нам вроде бы всю эту историю начинают показывать. Потом перестают, потом снова начинают, не может никак Янно Юргенс определиться с ракурсом.



Ещё зачем-то сложную возлюбленную парикмахершу Райна играет польская актриса Магдалена Поплавска, и тут мотивация режиссёра уже совсем неясна. Вроде бы играет она русскую – но говорит по-русски чудовищно (хотя, видимо, это режиссёр понимает, эпизодов со словами у Поплавской достаточно мало) – и от этого их и без того непростые отношения с Райном приобретают и вовсе какой-то остро фантасмагорический характер. Помимо Райна, у Александры (героини Поплавской) есть ещё какой-то русский кекс из клуба, потом какой-то бородатый чувак, который хлопает Райну после его импровизированной серенады и, кажется, ещё и личный папашка Райна и Атса тоже подбивает (успешно?) к Александре клинья. Или это так кажется, и Янно Юргенс совсем не о том? С папашкой этим тоже не всё так ясно. Лет ему, получается, за шестьдесят, но из всех возможных источников дохода нам показано только боксирование на морозе с чуваками помоложе его, видимо, какой-то подпольный силламяэский тотализатор советской поры. Но и мать семейства не отстаёт в загадочности от остальных – заводит какую-то странную обонятельную интрижку вот вообще непонятно с кем.

И так бы оно всё странно и было, так бы все концы в воздухе и зависали, если бы вдруг не случился некоторый режиссёрский каминг-аут Янно Юргенса (или я это придумал, в ажиотаже нагнетённого предвкушения, если так можно сказать). В какой-то особенно непонятный, но смутно тревожный момент фильма, вдруг включается громкая и хорошая музыка – что-то из психоделики семидесятых – и ты такой смотришь в экран и понимаешь, так это же “Free Range чистой воды, только что труба пониже, да дым пожиже. А так – ну один к одному. Все ходят на сложных щах, мотивы поступков, как, зачастую, и сами поступки, понять нет решительно никакой возможности, и во всех затруднительных ситуациях играет хорошая музыка, и мы на крупных планах видим, как герои отчётливо мучаются душой. Ну правильно, кого ещё и пускать на разгорев, как не подражателя и эпигона.

И стоит такой Янно Юргенс у воды, куда в конце фильма массово прыгают его персонажи и говорит на всякий случай, чтобы все знали: «Я», - говорит, «не достоин развязать шнурок на его конверсах». И все такие говорят  «Уууу» - и готовятся к следующей премьере.




   

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий