воскресенье, 9 февраля 2020 г.

Всюду жизнь


Всюду жизнь
(«Собаки не носят штанов», реж. Юкка-Пекка Валкеапяэ, Финляндия-Латвия, 105 мин.)

П.И.Филимонов

Из всех нетривиальных способов получения удовольствия формальная, внешняя сторона садомазохизма всегда представлялась мне наиболее забавной. Вот эти все мужики в кожаных трусах, накрашенные в самые мрачные цвета спектра доминатрикс в латексе, шипы вокруг шеи, поводки – всё это, как хотите, сложно воспринимать серьёзно. Притом что внутренняя суть, заложенная в эту хорошо развитую субкультуру, не может не заслуживать внимания и как минимум изучения.

Финско-латвийская романтическая драма «Собаки не носят штанов» совмещает внешнюю атрибутику кожаных дяденек и тётенек с внутренним содержанием. Фильм, по сути, можно свести к достаточно банальным истинам. Каждому человеку нужна привязанность, и люди ищут – и находят – их в самых неожиданных местах. Собственно, это можно назвать одной из причин, по который люди обращаются к различным экспериментам над собой – в области боли или причинения боли другим, как в этом фильме, или в любой другой области.



У главного героя фильма, врача Юхи, по нелепой случайности гибнет жена, оставляя его одного с дочерью-подростком. Налаженная семейная жизнь в мгновение ока безвозвратно рушится. И те садо-мазохистские отношения, в которые он, сам не сразу желая того, оказывается вовлечён, представляются прозрачной метафорой душевной боли, которой он даёт таким образом выйти на поверхность. Как мне кажется, это очень подростковая штука – смутно припоминаю, что лет в шестнадцать, во время каких-то любовных неудач, тоже хотелось причинить себе физическую боль, чтобы каким-то образом гармонизировать внутреннее и внешнее состояния.

Жена Юхи утонула, поэтому больше всего его заводит, когда его новая знакомая Мона душит его. Таким образом он приближается к своей погибшей жене, вступает с ней в какой-то контакт, это кажется способом вернуть невозвращаемое. И это тоже подростковое, но так оно и есть – из  двоих оставшихся членов семьи гораздо более взрослой, как в рассуждениях,  так и в поступках выглядит дочь Юхи.

Ну и понятно, что потом из этих странных отношений, когда Мона вроде бы и не хочет работать с Юхой, а он настаивает, и настаивает таким образом, что, когда она всё-таки приступает к делу, её уже совсем не остановить, так вот, из этих отношений понятным образом вырастает привязанность, ну и дальше мы просто смотрим обычный фильм о любви в не самом обычном антураже.

В общем, ничего плохого про фильм «Собаки не носят штанов» сказать нельзя. Крепкая европейская картина, поднимающая общечеловеческие темы и дающая некоторый инсайт о мире, в который мало кто из нас согласился бы добровольно окунуться. Нет, мы, в целом, знали, что жизнь и любовь можно найти повсюду, но нет ничего плохого в том, что нам периодически об этом напоминают. Потому что не рождественскими сказками же едиными. Пока продолжается человеческая жизнь, ничего ни в каком смысле ни для кого не потеряно. Разве что пара зубов. Но это достаточно малая плата за личное счастье.

О чём нам тоже напоминают в этом фильме. Думаю, что люди нуждаются в таких периодических напоминаниях. А своеобразный выбор формы авторами фильма можно объяснить как желанием привлечь дополнительное внимание к картине – почему нет, вполне понятное желание – так и стремлением уйти от назидательно-сентиментального тона. Получилось, как минимум, не скучно.      



Комментариев нет:

Отправить комментарий