Всюду жизнь
(«Собаки не носят штанов», реж. Юкка-Пекка Валкеапяэ,
Финляндия-Латвия, 105 мин.)
П.И.Филимонов
Из всех нетривиальных способов получения удовольствия формальная, внешняя
сторона садомазохизма всегда представлялась мне наиболее забавной. Вот эти все
мужики в кожаных трусах, накрашенные в самые мрачные цвета спектра доминатрикс
в латексе, шипы вокруг шеи, поводки – всё это, как хотите, сложно воспринимать
серьёзно. Притом что внутренняя суть, заложенная в эту хорошо развитую субкультуру,
не может не заслуживать внимания и как минимум изучения.
Финско-латвийская романтическая драма «Собаки не носят штанов» совмещает
внешнюю атрибутику кожаных дяденек и тётенек с внутренним содержанием. Фильм,
по сути, можно свести к достаточно банальным истинам. Каждому человеку нужна привязанность, и люди ищут – и находят – их в самых неожиданных местах. Собственно, это можно
назвать одной из причин, по который люди обращаются к различным экспериментам
над собой – в области боли или причинения боли другим, как в этом фильме, или в
любой другой области.
У главного героя фильма, врача Юхи, по нелепой случайности гибнет жена,
оставляя его одного с дочерью-подростком. Налаженная семейная жизнь в мгновение
ока безвозвратно рушится. И те садо-мазохистские отношения, в которые он, сам
не сразу желая того, оказывается вовлечён, представляются прозрачной метафорой душевной
боли, которой он даёт таким образом выйти на поверхность. Как мне кажется, это
очень подростковая штука – смутно припоминаю, что лет в шестнадцать, во время
каких-то любовных неудач, тоже хотелось причинить себе физическую боль, чтобы
каким-то образом гармонизировать внутреннее и внешнее состояния.
Жена Юхи утонула, поэтому больше всего его заводит, когда его новая
знакомая Мона душит его. Таким образом он приближается к своей погибшей жене,
вступает с ней в какой-то контакт, это кажется способом вернуть невозвращаемое.
И это тоже подростковое, но так оно и есть – из двоих оставшихся членов семьи гораздо более взрослой,
как в рассуждениях, так и в поступках выглядит дочь Юхи.
Ну и понятно, что потом из этих странных отношений, когда Мона вроде бы и не
хочет работать с Юхой, а он настаивает, и настаивает таким образом, что, когда
она всё-таки приступает к делу, её уже совсем не остановить, так вот, из этих
отношений понятным образом вырастает привязанность, ну и дальше мы просто
смотрим обычный фильм о любви в не самом обычном антураже.
В общем, ничего плохого про фильм «Собаки не носят штанов» сказать нельзя. Крепкая
европейская картина, поднимающая общечеловеческие темы и дающая некоторый
инсайт о мире, в который мало кто из нас согласился бы добровольно окунуться.
Нет, мы, в целом, знали, что жизнь и любовь можно найти повсюду, но нет ничего
плохого в том, что нам периодически об этом напоминают. Потому что не рождественскими
сказками же едиными. Пока продолжается человеческая жизнь, ничего ни в каком
смысле ни для кого не потеряно. Разве что пара зубов. Но это достаточно малая
плата за личное счастье.
О чём нам тоже напоминают в этом фильме. Думаю, что люди нуждаются в таких
периодических напоминаниях. А своеобразный выбор формы авторами фильма можно
объяснить как желанием привлечь дополнительное внимание к картине – почему нет,
вполне понятное желание – так и стремлением уйти от назидательно-сентиментального
тона. Получилось, как минимум, не скучно.
Комментариев нет:
Отправить комментарий