Дедемонизация
(«Предатель», реж. Марко Беллокьо,
Италия-Франция-Бразилия, 145 мин.)
П.И.Филимонов
Итальянский режиссёр снял фильм про мафию. Никогда такого не было, и вот
опять. Так, да не так. Фильм Марко Беллокьо изрядно отличается от большинства
фильмов про мафию (или, как говорят его герои, коза ностру, потому что, как
говорят они же, «мафии» не существует, «мафия» - это выдумка журналистов и допустим
Дмитрия Давыдова ещё - но так, понятное дело, говорят уже не они) сразу по нескольким направлениям.
Во-первых, это самый что ни на есть байопик. Никаких вам собирательных
образов, фильм рассказывает историю жизни реально существовавшего человека –
Томмазо Бушетты, который в середине восьмидесятых годов по разным причинам, об
этом есть в фильме, внезапно презрел омерту и пошёл на сотрудничество с
полицией и прокуратурой. Короче, сдал огромное количество своих. За что,
понятно, большой любви, в том числе и среди простого населения Палермо, не
снискал. Но, что самое удивительное, умудрился прожить семьдесят два года и
достаточно мирно умереть в собственной постели, правда, уже на другом
континенте.
Во-вторых, и в главных, фильм «Предатель» выполняет одну важную функцию. Он
дедемонизрует, демифологизирует и деэстетизирует мир криминала вообще и ту
самую коза ностру в частности. Вспомните всевозможных «Крёстных отцов» и «Спрутов».
Притом что нигде, никто и никогда не пытался обелять организованную преступность,
ни один вменяемый режиссёр не вносил в свои фильмы коннотацию о каких-нибудь
благородных бандитах, робингудах, рыцарях без страха и упрёка. Но всё же они,
как правило, были эстетичны, обладали каким-то определённым кодексом поведения.
То есть, зло-то оно зло, но красивое зло в костюмах от Эрменеджильдо Дзеньи и с
густо набриолиненными волосами. Мрачные и лаконичные. Умеющие ценить жизнь во
всех её проявлениях, но не боящиеся смерти.
Не то в «Предателе». В «Предателе» все эти члены коза ностры, собранные в
зале суда и выслушивающие показания Бушетты, больше похожи на гостей программы «Пусть
говорят» или участников любого собрания любого квартирного товарищества. Они
чего-то орут, они показывают «факи», они чуть ли не кричат «говно! жопа!» в
ответ на показания Бушетты. Они смешны, нелепы и мелочны. Они не производят
впечатления непобедимого, укоренившегося глубоко в традицию зла. Их не боишься.
Хотя они, конечно, убивали, убивают и – в контексте фильма – будут убивать, и
будут омерзительно отмечать убийство насолившего им судьи распитием шампанского
и плеванием в экран телевизора, где показывают новость о его гибели.
Фильм «Предатель» показывает нам, во-первых, почему мафия, вопреки
стандартному выражению, оказалась не бессмертна, а во-вторых, раскрывает кухню
того, как именно так получилось, что, по сути, всю эту многолетнюю структуру с
законом омерты, правилами дома виноделов и прочим подобным, по сути, закопал
один-единственный, да, изрядно идеализируемый в фильме человек, которого просто
в какой-то момент всё достало.
Хотя один из последних кадров фильма, в общем, говорит о том, что Марко
Беллокьо и в отношении своего протагониста особенных иллюзий не питает. Честный
и – скорее всего именно из-за этого – немного скучный, но крайне познавательный
фильм.
Комментариев нет:
Отправить комментарий