Стильная паранойя
(«Малыш Джо», реж. Джессика Хауснер, Великобритания-Австрия-Германия.
100 мин.)
Фильм Джессики Хауснер «Малыш Джо» очень стильный визуально. В нём нет
полутонов, в смысле, в его изобразительном ряду. Краски ярки, цвета насыщенны,
до ядовитости. В центре событий, собственно, и находится ядовитый цветок,
который, при вдыхании его пыльцы, проникает в мозг вдохнувшего и подчиняет его
себе. Подчинение заключается в том, что человек, подчиняющийся цветку, не
меняется ни в чём, за исключением одного-единственного момента. Самым главным
существом с момента вдыхания для него становится этот самый цветок, а основным
побудительным мотивом к действию – непричинение ему вреда. Или нет.
И вот в этом «или» заключена основная прелесть фильма. Потому что, ну да,
сын главгероини вдыхает какую-то пыльцу, да, собака работницы лаборатории
Беллы, которая (Белла, не собака), собственно, и подняла весь кипеш,
необоснованно лает на хозяйку и даже кусает её – но и только. Объективных доказательств
того, что цветок «Малыш Джо» внедряется в мозг и производит какие-то там с ним
изменения, мы не имеем. Поэтому полфильма мы параноимся на тему того, как же все
вокруг не замечают очевидных вещей, а вторую половину фильма параноимся уже на
тему «а был ли мальчик».
И вот непонятно, был или нет. Фильм можно смотреть и с одной, и со второй
трактовкой. Мне кажется, он не потеряет в обоих случаях. Только жанровый ярлычок
нужно будет переклеить. В первом случае «Малыш Джо» будет такой бытовой
фантастикой на тему захвата тел, только чуть более эстетской и немного не в
лоб. Во втором случае получится увлекательное кино про психологию. Мне кажется,
что второй случай интереснее. Рассматриваемый феномен ярок и сам по себе,
а уж в качестве предмета кино – вдвойне, потому что монтаж и общая схема работы
фильма помогают показать механизм реакции предельно наглядно.
Но ведь есть ещё и третий вариант. Который заключается в том, что авторы намеренно
оставили эту недосказанность, и что именно так и задумано – чтобы часть зрителей
воспринимала фильм напрямую, а часть параноилась по поводу своего восприятия.
Или, например, Джессика Хауснер сама до конца не определилась с трактовкой собственного
сценария.
Наверное, фильм про паранойю и должен сам быть немножко параноидальным. И Джессика
Хауснер чисто по-женски смягчила возможные эффекты. Тот же самый цветок ведь
мог заставлять вдыхающих его пыльцу не защищать себя ценой любых усилий, а
совершать какие-нибудь гораздо более ужасные поступки. И паранойя зрителей в таком
случае была бы намного сильнее и последствия, кто знает, намного жёстче.
А так мы предаёмся лёгким и не слишком обременительным раздумьям об
особенностях собственной психики, погружённые в мир ярких красок и достаточно
незамысловатого сюжета. Ни конца света, ни отдельно взятого маленького личного
апокалипсиса нам не грозит, а кроме того, в фильме ещё есть несколько мест, в
которых можно улыбнуться. И «Малыш Джо» - красивый цветок, в конце-то концов, и
каким нужно быть варваром и человеком без сердца, чтобы хотеть его уничтожить!
Комментариев нет:
Отправить комментарий