Любовь и другие недосказанности
(«Лабиринты прошлого», реж. Асгар
Фархади, Испания, 132 мин.)
П.И.Филимонов
У каждого человека, интересующегося кино, за жизнь образуются любимые
режиссёры. Они могут меняться, некоторые фигуры могут пропадать из их числа,
другие, новые, имена могут пополнять этот список, но, как правило, в любую
данную минуту времени в этом списке присутствует пять-шесть фамилий, пожалуй,
не больше. Это те люди, на новые фильмы которых ты пойдёшь с закрытыми глазами,
не читая ни рецензий, ни аннотаций, это люди, относительно которых ты уверен,
что они в любом случае не обманут твоих ожиданий и покажут тебе примерно то,
ради чего ты и шёл в кино в этот конкретный раз. Ты более-менее знаешь, какой
эмоции ожидать – и ты получаешь её. С вариациями, с изменениями, с уступками,
иногда чуть более концентрированно, иногда чуть менее, но они тебя не
обманывают. Поэтому и держатся в этом списке.
Асгар Фархади входит в этот список для меня лично. И в своём новом фильме,
сделанном на испанской почве и с испанскими актёрами, он снова меня не
обманывает, он снова даёт мне то, что в своё время наркотически вошло в меня в «Разводе
Надира и Симин», и вызвало мою личную зависимость от Фархади.
Фильмы Фархади – всегда о любви, но удивительным образом они всегда о любви
закончившейся, прошлой, ушедшей. Они исследуют те следы, те отпечатки, те
отсветы, которые отбрасывает эта ушедшая любовь на оставшиеся после неё
развалины былых любовников. Ну потому что банально любовь уходит, а жить дальше
всё равно как-то надо, слишком рационален наш век, слишком испорчены бытиём
люди, чтобы заканчивать его, когда оно теряет значительную часть своего смысла.
И мало того, что надо жить, в каком-то количестве случаев надо ещё так или
иначе продолжать общаться со своей бывшей любовью, с тем человеком, история о
котором – или история о прежних отношениях с которым – у Фархади всегда
остаётся за кадром. То ли это происходит от его мусульманской скромности, то ли
просто в силу особенностей дарования, но Фархади никогда не говорит прямо,
никогда не углубляется в подробности чувств и историй, объединяющих его главных
героев. Да и не надо это. Как жизнь наша полна умолчаний и недосказанностей,
понятных безо всяких слов, так и фильмы Фархади не уходят от неё далеко. Почему
и привлекают совершенно магическим образом.
Да и посмотрите, в конце концов. Бывших любовников в «Лабиринтах прошлого»
играют Пенелопа Круз и Хавьер Бардем. В жизни состоящие в браке. Вроде бы
простой ход, но очень действенный. Там тебе и химия, и физика, и эта самая
бессловесная недосказанность.
Кроме этого, фильмы Фархади можно назвать остросюжетными. Временами он даже
чуть ли не ударяется в триллеры, органично вписывающиеся в эти самые нерассказанные
истории бывших отношений. Ну и там разные семейные тайны, и всё, что обычно с
этим сочетается. И это могло бы вылиться в ужаснейший мелодраматический сериал,
если бы проговаривалось от и до. Вполне можно себе представить какую-нибудь
хоть латиноамериканскую, хоть ту же испанскую теленовеллу с тем же сюжетом, где
вся история Лауры, Пако и Ирены повторялась бы многими персонажами по многу раз, обильно
поливалась бы слезами и украшалась страстным заламыванием рук. Но к счастью, у Фархади
хватает таланта не споткнуться на этом узком мостике, и зрители достраивают то,
что каждому из них нужно, самостоятельно. И мы не говорим всё до конца. А зачем,
в конце концов, говорить, если и так все знают? «Все знают» - оригинальное
название фильма, мы, к сожалению, снова вынуждены говорить о странном словотворчестве
людей, переводящих иноязычное кино на русский язык. Откуда взялись эти
лабиринты? Что за лабиринты? Кто им сказал, что так благозвучнее? Ну да ладно,
это всё мелочи. И уж не блистательный Асгар Фархади в них виноват. У него-то
как раз всё в порядке.
Комментариев нет:
Отправить комментарий