Ксенофобофобия
(«Форма воды», реж. Гильермо
дель Торо, США, 119 мин.)
П.И.Филимонов
У кого как, а у меня с прогнозами дела обстоят крайне неважно. Примерно как
у Пеле в спорте. Надеюсь, что читатели Киноптикума не только кино вышли
посмотреть, но и вообще подкованные в историко-культурном смысле эрудиции люди,
и кто такой Пеле, им объяснять не нужно. И вот с ним происходит такая история,
которая тянется уже бог знает сколько. Король футбола, все дела, лучший игрок
за все годы существования этой игры, кому как не ему, казалось бы, знать и
разбираться. И всевозможные футбольные и околофутбольные журналисты после
окончания его карьеры, которое случилось в далёком 1977 году, постоянно
консультируются у него, как у знатока, на предмет того, кто выиграет очередной
чемпионат мира или там ещё какой турнир. И вот этот человек, который выиграл в
своей сфере деятельности всё, что можно, который знает это дело, казалось бы,
вдоль и поперёк, ни разу, вслушайтесь – ни разу – с 1977 года ничего не спрогнозировал
верно. Ни ра-зу. Его почему-то продолжают спрашивать, он с готовностью делится
своими инсайдами и видением игры – а на выходе получается та же фигня, что и
всегда.
Вот и я тоже люблю предсказывать победителей «Оскара», конкурса песни «Евровидение»,
разных спортивных соревнований, просто спорю в быту – приблизительно с тем же
эффектом, что и уважаемый Эдсон Арантес. Чуть лучше, если уж быть досконально
точным. Я горжусь выигранной в 2016 году литровой бутылкой виски «Chivas Regal», но это как раз
было на тему спорта, а потом там было всё настолько очевидно, что походило на
избиение младенцев. Если кому интересно, дайте в комментариях знать, я могу
рассказать эту душещипательную историю. Это раз. И в прошлом году я угадал «Лунный
свет». Уже не получив за это никакого бухла. Это два. И всё. Поэтому теперь я вам скажу,
что, скорее всего, премию «Оскар» за лучший фильм в этом году получит как раз «Форма
воды». А вы будете знать, как это работает. И если, к примеру, это будет вовсе
даже «Призрачная нить», не будете обвинять меня в некомпетентности и
дилетантизме.
Раз шесть я уже слышал – и раза четыре уже шутил так сам – что новый фильм
Гильермо дель Торо – это сиквел «Человека-амфибии». Очень уж многое в канве
сходится. И там, и там присутствует получеловек-полурыба (ну или иное морское
существо), только у Беляева, если я правильно помню, Ихтиандр был выведен
научным путём, а у дель Торо его существо взялось неизвестно откуда вообще –
ну, скорее всего, конечно, прилетело с другой планеты или просочилось из
параллельного мира Океании (не той, где Фиджи, и не той, что у Оруэлла). Это не
уточняется, и это не важно. И там, и там в это странное, для обычного глаза
уродливое но, несомненно, обладающее большим если не сердцем, то
жабрами существо влюбляется милая земная девушка. Опять же с той разницей, что у Беляева
Гуттиэрре – прекрасна, как день и ночь, взятые вместе (или мы все так думаем,
насмотревшись на Анастасию Вертинскую в юности, и нельзя нас за это обвинять),
а Элайза Эспозито (Салли Хокинс) у дель Торо – намеренная дурнушка, до кучи
глухонемая и явно не от мира сего. И в том, и в другом источники злые силы
пытаются с разными целями погубить чудо-юдо-рыбу-кит. Концовка немного
отличается, но в целом, и там, и там эти злые люди оказываются посрамлены.
Не знаю, как роман Беляева, а фильм дель Торо, хотел он того или нет,
получился, помимо довольно увлекательного сюжета и красивейшей картинки, ещё и
на очень важную для современного общества всё равно где тему. Он, отчасти, о
ксенофобии. О том, как два – хотел написать «человека», а потом понял, что
формально это не так – разумных существа, по разным причинам отторгаемые
беснующимся вокруг них обществом – находят друг друга и умеют разглядеть друг в
друге то главное, за что разумное существо и достойно (если) любви – внутренний
мир, тонкую или там не очень душевную организацию, любовь к варёным яйцам или
умение танцевать под музыку, не слыша её. И как бы это самое главное, что этот фильм может –
косвенно и подспудно – вложить в те головы, в которые это ещё не вложено. Или хотя
бы дырочку пробурить для вкладывания. Ну, это если подходить к вопросу
оптимистично. Что, независимо от национальности, цвета кожи, вероисповедания и
сексуальных предпочтений, у нас у всех гораздо больше общего, чем мы сами можем
себе представить. Банальные истины, избитые слова, но именно так и выигрываются
«Оскары». См. весь предыдущий полёт мысли и будь осторожен. Если же оставаться
реалистами, то, конечно, кино никого уже давно ничему не учит, как и любое
другое искусство. Поэтому, если процитировать классика, как убивали, так и
будут убивать. Но хотя бы под хорошее кино. Или- как минимум – под красивое.
Комментариев нет:
Отправить комментарий