Разные виды искусства («Манифесто»,
реж. Юлиан Розефельдт, Германия-Австралия, 95 мин.)
П.И.Филимонов
Давайте поговорим об изобразительном искусстве. Я потом вам объясню, с чего
вдруг. Вот смотрите. Вы, как нормальный интеллигентный читатель «Киноптикума»,
наверняка периодически ходите по музеям. Ну, таким, традиционным музеям с
картинами. А что вас в них привлекает? «Мишки в сосновом бору»? «Девятый вал»? «Над
вечным покоем»? «Явление Христа народу»? Вы предпочитаете понятное, линейное сюжетное
искусство? Или, быть может, вы считаете себя тонко чувствующей душой и не
можете жить без импрессионизма? «Голубые танцовщицы», «Бал в мулен де ла Галетт»,
«Завтрак на траве» - вот что вас восторгает? Или вы пошли ещё дальше, любите
Эшера, Мунка, Магритта и какие-нибудь «Руки противятся ему» - и считаете, что
искусство должно вызывать неоднозначные эмоции и провоцировать на подумать и
оценить тонкость и изящество замысла? А как вы относитесь к Малевичу? К Мондриану?
К Кандинскому и Джексону Поллоку? К разбрызгиванию краски по холсту самыми
разными частями человеческого тела? К прибитой мошонке Петра Павленского? К «Физической
невозможности смерти в сознании живущего»? К перформансам Марины Абрамович? К «Фонтану»
Марселя Дюшана?
Если всё перечисленное в последней части нашего нейм-дроппингового пассажа
для вас too much, то фильм Юлиана Розефельдта «Манифесто» - точно не для вас. Он в
некоторой степени вообще ни для кого. Он в самой маленькой степени – для студентов
Художественной академии, изучающих историю современного изобразительного
искусства. Его, до некоторой степени, надо показывать в одном сеансе с уже
рецензировавшимся нами шведским «Квадратом». Если бы меня до просмотра
спросили, как я себе представляю художественный фильм, снятый видео-артистом, я
затруднился бы с ответом. Теперь я примерно представляю.
«Манифесто» представляет из себя тринадцать монологов об искусстве
авторства самых разных его представителей от Малевича до Джармуша и от Кандинского
до Годара в исполнении блистательной Кейт Бланшетт в разных образах и
ипостасях. Собственно, это такой фильм, который легко можно пересказывать, он
ничего от этого не потеряет и не приобретёт. Итак, Кейт Бланшетт в самых разных
видах – бомжа, умотанной работницы какой-то атомной станции, сексуальной
учительницы младших классов, татуированной панк-певицы, набожной домохозяйки и
так далее и тому подобное – читает тринадцать монологов, сочинённых об искусстве,
любви, человеческих взаимоотношениях и прочих животрепещущих вопросах
тринадцатью разными художниками. Широко понимаемыми, то есть, не только
живописцами в прямом смысле слова. Всё. Больше в фильме не происходит ничего.
Никакого действия, никакого развития сюжета или там вам характеров. Никакой
морали, никаких выводов. Это, по сути, всё-таки гигантская видеоинсталляция,
притворяющаяся художественным фильмом. Вещь в себе, не нуждающаяся в зрителях в
принципе. Её легко представить себе в любом музее современного искусства,
крутящейся по кругу в любом из залов видео-арта. В кино она, конечно, тоже
играет, но ей-богу, некая цикличность пропадает. А фильм «Манифесто», как мне
представляется, открылся бы с новой стороны, если бы повторился по кругу раз
десять, а то и больше. Наши прокатчики, уж не знаю, к счастью или к сожалению,
нас от этого оградили. А было бы интересно посмотреть.
Но и так фильм стоит того, чтобы потратить на него полтора часа своей
жизни. И этот тот самый случай, когда не ему это нужно, он – вещь в себе и
прекрасно обойдётся и без ваших просмотров. Это скорее нужно вам. Хотя бы для
того, чтобы лишний раз убедиться в том, что мир гораздо более многомернее, чем
нам казалось до этого. Чтобы увидеть, что и так тоже – можно. Тем более, что
зрелище, в целом, не тяжёлое, а местами очень даже ироничное и самоироничное. При
условии, что вы любите «Фонтан», «Анатомию ангела», обёрнутый Рейхстаг Христо и
тому подобные вещи. Всё-таки не мошонку Павленского, нет. Там слишком всё
серьёзно, слишком пафосно. Розефельдт и Бланшетт – проще и смешнее.
Комментариев нет:
Отправить комментарий