Гений и занудство
(«Молодой Годар»,
реж. Мишель Хазанавичус, Франция, 107 мин.)
П.И.Филимонов
На наши экраны вышел совершенно шикарный фильм для тех, кто любит кино и
для тех, кто хоть раз в жизни задумывался о природе творчества. Фильм Мишеля
Хазанавичуса, того самого, который несколько лет назад получил со своим
стилизованным «Артистом» Оскара, про Жана Люка Годара, режиссёра, сила
воздействия которого на современное кино вообще и остальное искусство в
частности, настолько неоспорима, что даже не требует никакой аргументации.
Годар ещё жив, и даже ещё снимает фильмы, что делает позицию Хазанавичуса
ещё более великолепной. Хазанавичус достаточно жёстко стебётся над живым
классиком. Фигуру культового, включённого во все и всяческие кинематографические
энциклопедии режиссёра Хазанавичус препарирует без всякого пиетета и
раздербанивает в пух и прах. Основная идея «Молодого Годара», который в
оригинале называется совсем по-другому, и более точный перевод названия
требовал бы от переводчика заморочиться в поисках соответствующих ассоциаций –
поэтому наши, очевидно, российские друзья и подошли к этому делу с долей
здорового пофигизма – кому это надо, главное – передать суть, с таким названием
сразу ясно, о чём фильм, и кому нужны ваши эстетские ассоциации, аллюзии и
отсылки, так вот (извините за длинное предложение, отчасти фактура обязывает) –
основная мысль «Молодого Годара», как мне показалось, заключается в том, что
талантливый человек, возможно, даже гений в своей области, может быть совершенно
невыносим в жизни.
Не потому, что он тиранит своих близких ради своего
творчества (хотя и поэтому тоже), не потому, что он изводит свою молодую жену
совершенно комическими припадками ревности (хотя и поэтому тоже), а потому,
главным образом, что он – откровенный, банальный и в то же время какой-то
совершенно фантастический зануда. В какой-то момент своей биографии (как раз
тот, который и освещён в фильме) Жан-Люк Годар, успевший к тому моменту снять,
например, «На последнем дыхании», «Безумного Пьеро», «Две или три вещи, которые
я знаю о ней» - один фильм классичнее другого – вдруг ударился в
коммунистическое мировоззрение и даже ещё круче – в такую замечательную его
разновидность как маоизм. Всё это совпало с событиями во Франции 1968 года,
наложилось на какой-то внутренний стержень Годара и привело к тому, что и кино
он посчитал необходимым снимать в маоистской эстетике, то есть напрочь и навсегда деконструировав
старую технику более-менее понятного донесения до зрителя происходящего на
экранах. Но дело даже не в этом. Если смотреть снятую в тот период времени «Китаянку»,
со съёмок которой, собственно, и начинается «Молодой Годар», решительно
невозможно, то, например, не менее маоистский «Уик-энд», заканчивающийся титром
«Конец кинематографа», вошёл в золотую классику европейского кино.
Комичность ситуации, и Хазанавичус великолепно это показывает, заключается в
том, что Годар не очень хорошо представляет сам, за что он борется и, как ему неоднократно говорят в течение фильма самые разные люди, выступает за
пролетариев, не имея ни малейшего понятия о пролетариях. Вся его борьба, по
большому счёту, заключается в том, что он много и занудно выступает с какими-то
сумбурными обличительными речами, в которых подвергает уничтожающей критике как
весь современный ему кинематограф, так и собственные ранние фильмы, разбивает
несколько пар очков - и снова занудно вещает что-то о необходимости изменить
мир в соответствии с цитатником Мао. При этом он продолжает жить в пятизвёздочных
отелях, пить «Вдову Клико» и требовать бензина, чтобы доехать до Парижа как раз
в тот день, когда в стране наступает лёгкий топливный кризис и всеобщая
забастовка.
Если учесть, что Хазанавичус в «Молодом Годаре» снова проявляет себя
блестящим стилизатором, фильм снят в абсолютно годаровской эстетике, с бесконечными годаровскими титрами, персонажи
то и дело противоречат сами себе, прорываются за камеру и постмодернистски
опровергают свои же слова своими же поступками (например, в сцене, когда Годар
и Вяземски обсуждают неуместное засилие обнажённого тела на экранах, будучи
полностью голыми), то это не фильм – это праздник какой-то. Пир духа, я бы даже
сказал. Во всех смыслах этого слова.
Комментариев нет:
Отправить комментарий