Всё, что вы не знали и не хотели знать о
современном искусстве («Квадрат», реж. Рубен Эстлунд,
Швеция-Германия-Франция-Дания, 142 мин.)
П.И.Филимонов
На наши экраны вышел фильм, завоевавший Золотую Пальмовую ветвь последнего
Каннского фестиваля. Фильм, у которого, по всей видимости, достаточно неплохие
шансы завоевать уже в следующем году Оскара за лучший фильм на иностранном
языке. Фильм на тему, максимально далёкую от большинства из его потенциальных
зрителей. Фильм о современном искусстве.
Конечно, не только и не столько. Можно быть благодарным истории, за то, что
времена производственных романов, драм и комедий в чистом виде остались в
забываемом советском прошлом. Фильм «Квадрат» шведского режиссёра Рубена
Эстлунда, разумеется, не только про современное искусство, его особенности и
тонкости. Теоретически для получения определённого рода впечатлений от его
просмотра вам необязательно знать, кто такие Дэмиен Хёрст, Марина Абрамович, Джефф
Кунс, Марсель Дюшам или Олег Кулик, на которого фильм, кажется, даже впрямую
намекает (оцените элегантный и уместный name-dropping), хотя, как говорят наши
друзья-англичане, it could help. Но не будем вдаваться в дебри и уходить в глубины,
попробуем без этого. Попробуем, собственно, брать материал для обсуждения
произведения из самого же произведения, о единственной правильности какового
подхода мы так много распространялись.
Из самого произведения явствует, что современное искусство – будь то
живопись в чистом виде, будь то, что важнее в данном случае, некое пограничье между объектным искусством и акционизмом – штука хоть и не слишком понятная, но
вполне себе модная и прибыльная. Во всяком случае, куратор королевского музея современного
искусства Кристиан в убедительном исполнении Класа Банга производит впечатление
холёного бизнесмена, с самой маленькой, какой-то полшишечной прибогемленностью.
И та-то выражается разве что в его артистическим образом повязанном шарфе,
заменяющем строгий галстук более консервативного предпринимателя. И художник,
дающий пресс-конференцию в его музее под аккомпанемент постоянно прорывающегося
наружу синдрома Туретта одного из присутствующих гостей, тоже человек весьма,
как кажется, обеспеченный и не то чтобы самовлюблённый, но как-то исполненный
ЧСВ.
А где же вот это всё – художник должен быть голодным, таланты не рождаются
в тепличных условиях? – могут спросить отдельные пытливые зрители. А вот,
видимо, всё прошло, всё умчалося. Нынешнее искусство и разворачивающиеся на его
фоне полу-абсурдные события фильма «Квадрат» - о другом. Они, скорее, о
гуманизме, извините за пафос. Они о том, как важно, снова обратимся к народному
фразеологизму наших англоязычных друзей, play what you preach. Грубо говоря, мне показалось, что фильм - о необходимости отвечать за базар. Причём это важно не только бизнесменам и людям,
чей смысл существования – деньги и прибыль, а и всяческой далеко уже не
бессребреннической богеме. Призываешь ты своими произведениями к милосердию,
толерантности и восприятию всех людей как равных – будь добр, поступай так и в
жизни. А если хоть немного, хоть каплю слицемеришь и отступишь от тобой же
самим, заметь, установленных этических (как я ни отрицательно отношусь к этому
слову, но тут, выходит, без него не обойтись) норм, как хитрая и ничего не
прощающая жизнь ударит тебя по голове. Или подложит какую-нибудь свинью . А
чаще всего так даже и дохлую. Которая будет вонять у тебя где-то под полом и
отравлять существование не только тебе, но и твоим ближним и дальним
окружающим. Ровно до тех пор, пока ты не полезешь туда, не достанешь её и не
устранишь проблему собственноручно. Если это вообще будет возможно. И никто не
посмотрит, Дэмиэн ты Хёрст или, простите за цитирование, «ебучий ноунейм».
Фильм странный. Неудобный и не очень приятный для просмотра. Но, как мне
кажется, как раз так называемым «людям искусства» к просмотру обязательный.
Комментариев нет:
Отправить комментарий