Искусство провокации
("Ученик", реж. Кирилл Серебренников, Россия, 118 мин.)
П.И.Филимонов
Есть несколько разных видов нейм-дроппинга. Первый вид – просто в компании
в процессе какого-либо разговора в проброс называть никому из присутствующих не
известные имена как, допустим, аргументы в споре. Можно, с целью впечатлить
присутствующую хрупкую барышню пятидесяти с гусем лет, вдруг внезапно, когда
ничто, казалось бы, не предвещало подобного развития событий, выдать историю,
начинающуюся фразой «вот когда мы в Таллинне бухали с Летовым». Наконец, есть
мой любимый вид. Примазываться к калашному ряду ничего не подозревающих
известных людей со своим свиным рылом.
Так вот. Мы с Кириллом Серебренниковым, как мне кажется, одинаково понимаем
искусство. Во всяком случае, одну из его функций. Избегая использовать ко
отношению к этой тонкой материи слово «должно», скажу более витиевато: нередко
искусство предстаёт в выигрышном свете за счёт провокации. Провокационный текст,
да, вызывает из ада зловонные тучи дельфи-комментаторов, но, как минимум, не
оставляет читателя равнодушным. Провокационное интервью приводит к тому, что
неприятные тебе люди, которые до того общались с тобой исключительно из чувства
приличия, и сразу было понятно, что какие-то абразивные материалы у них там, за
пазухой, припасены, достают их, проявляют своё истинное лицо и – каламбур намеренный
и элегантный – больше не достают тебя. Провокационный фильм вызывает разговоры,
фейсбуко-срач (извините меня за дар предвидения) и анафему со стороны патриарха
Гундяева.
Фильм Кирилла Серебренникова «Ученик» - провокационный. Я, честно говоря,
очень надеюсь, что его посмотрит как можно больше русскомирцев, крымнашевцев и
прочих «антифашистов». Я уже писал в одном из предыдущих обзоров, что в
целительную силу искусства я не верю совсем, от слова «вообще», но то, что
людям периодически нужно смотреть в зеркало – неоспоримый факт. Я думаю, что
Серебренникову перекроют в России какие-нибудь очередные краны после этого
кино, но он знал, на что шёл. Если коротко – фильм антиклерикальный. В самом
классическом понимании этого слова. И антиклерикальность дана там через
художественный приём, через доведение до абсурда. Давно известно, что, если
заставить дурака молиться богу, он себя покалечит. Вениамин, главный герой «Ученика»
(в экспрессивном исполнении Петра Скворцова) – не дурак. Далеко не дурак.
Именно поэтому он калечит не себя, а исключительно окружающих. В какой-то
момент просмотра даже можно усомниться, а не игра ли всё это, а не есть ли это
просто подростковый развод окружающих на внимание, на лидерство, на чувство
собственной значимости? Может быть, оно даже так и есть, не это важно. Важно
то, что сам Вениамин не может остановиться. Если изначально это, к примеру, и
была игра с целью, ну допустим, трахнуть симпатичную одноклассницу, то вот,
казалось бы, он всего добился, как у классика, пришли и сами попросили, но нет –
он воротит рыло и продолжает свой крестовый поход. (Нет? Нельзя в рецензии
использовать слово «трахнуть»? Да что вы говорите!) И ещё важно, как на эту
религиозную эскападу Вениамина реагируют взрослые. Фильм-то, как кажется нам с
Кириллом Серебренниковым, не о Вениамине вовсе. Он о взрослых. О таких
взрослых, которые живут в наших широтах во втором (уже! как время-то летит!)
десятилетии двадцать первого века. О таких взрослых, в подкорке которых сидит,
сидит знание о том, что Россия – нынче страна уже не совсем, говоря откровенно,
и светская, что Самый Главный Россиянин с прозрачными глазами в год по два-три
раза крестится им в экран из какого-нибудь храмешника, что Вениамин может быть
и ненормальным, но поди ты знай, вдруг это новые веяния, лучше подстраховаться.
Тем более, эта – она всё равно еврейка. А когда в России (не только, да, но мы
сейчас о ней, увы) еврей имел хоть какой-то шанс в противостоянии с господствующей
не обязательно религией даже, просто государственной мыслью?
Провокация удалась бы Серебренникову на все сто, если бы не исполнительница
главной женской роли. Виктория Исакова, на мой взгляд, в фильме провалилась.
Психолог в её исполнении пучит большие красивые глаза, иронично улыбается и
иногда срывается на крик. Как-то не убеждает, честно говоря. Не убеждает, что
она серьёзно, что ей всё это надо, что её всё это мучает, гнетёт и гложет. Нет
достойного соперника методично подчиняющему себе действительность Вениамину. С
другой стороны, может, его и правда нет? Страшно, православные!
Комментариев нет:
Отправить комментарий