Канарейки Кристиана Мунджиу
П.И.Филимонов
Все фильмы Кристиана Мунджиу, которые я смотрел (числом 3), объединяет
несколько вещей. Помимо очевидной фигуры автора, румынского языка повествования
и однозначной социальной направленности работ, есть ещё что-то неуловимое,
которое критики поматёрее нас обычно называют «авторским почерком» или как-то
вроде этого. Это такое смутное ощущение, не покидающее лично меня во время
просмотра фильмов Мунджиу. Словно бы показывают тебе обычную жизнь, обыденную
пост-советскую, отчасти и для нас узнаваемую бедность, коррупцию, неприглядные
поступки неприглядных людей (за исключением фильма «За холмами», но исключительно
потому, что реалии того фильма совсем мне не близки; обыденными, в каком-то
определённом смысле они от этого быть не перестают). И вот на фоне этой узнаваемой
жизни, ну лет, может быть, на пятнадцать-двадцать отстающей от нашей текущей
ситуации, происходят какие-то события. Упаси боже, ничего глобального. Мелкие
житейские неурядицы, мелкие житейские катастрофы мелких людей. Никакой
титанической работы мысли, никаких подвигов Геракла, мизерные бытовые
провалы и неожиданности. Ну хорошо, даже не мизерные. Если на твою дочь напали и попытались
изнасиловать по дороге в школу, это, конечно, очень серьёзно, кто спорит. Но
вроде как всё обошлось, она в относительном порядке, у папаши тоже самый острый
приступ паники завершился, потому что ему гораздо важнее другое. Как зритель,
короче говоря, никак я не могу проникнуться эмпатией к героям Мунджиу
настолько, что их горе станет моим горем, их проблемы станут моими проблемами.
Именно потому, что проблемы эти очень обыкновенные. Такое случается с каждым и по
многу раз на дню. На всех сочувствия не хватит.
И тем не менее. Все эти мелкие неурядицы наслаиваются, наслаиваются, слипаются
в один бесформенный снежный ком и в какой-то момент ломают героев. Ломают или
физически, как в том же самом «За холмами», или в любом другом смысле слова.
Как в последнем его фильме «Выпускной». Все эти мелкие проблемы, как матрёшка,
вставляются у Мунджиу в человеческие отношения – в данном случае внутрисемейные,
с которыми в его фильмах, мягко говоря, никогда не бывает очень хорошо. В случае «Выпускного»
ситуация типичная – бархатный домашний тиран Ромео хочет, чтобы по окончании школы
в маленьком румынском городке его дочь Элиза прожила жизнь за него, как это
свойственно многим родителям. Он хочет, чтобы она уехала учиться в Англию и
больше никогда не возвращалась в Румынию. В одном из внутрисемейных разговоров выясняется,
что сам Ромео с женой когда-то откуда-то вернулись в страну, потому что
поверили, что могут что-то изменить. Теперь он в этом разуверился. Как человек,
состоявшийся настолько, насколько вообще можно состояться в этом городе, он
точно знает, что лучше для его дочери, и готов зайти достаточно далеко для
того, чтобы его мечта исполнилась.
Поначалу его не очень волнует, как вписываются в его план другие люди –
даже сама Элиза. И кажется сначала, что он будет давить, настаивать на своём, бороться
за свою мечту. Потому что это. конечно, его мечта, только косвенно связанная с
Элизой. Но затем в эту банальную ситуацию – значительная часть родителей растит
своих детей под девизом «валить нужно из этой страны, нечего здесь делать» -
аккуратно, сантиметр за сантиметром, просачивается демиург-Мунджиу. Он как бы
играет со своими собственными персонажами, как кошка с мышкой. В случае «Выпускного»
игра начинается с самой первой сцены. Ещё до неё, прочитав аннотацию и зная,
что имеешь дело с Кристианом Мунджиу, прекрасно понимаешь, что не так пойдёт
всё, что только может пойти, план Ромео вряд ли осуществится, или – второй вариант
– осуществится так, что он и сам будет тому не рад.
Не знаю, что хочет показать Мунджиу этими своими экспериментами над
героями, что пытается таким образом символизировать он сам. Известную поговорку
о том, что человек предполагает, а бог располагает? Просто упивается этим
всевластием в рамках отдельно взятой киноистории? В общем, персонажи его немного
подобны подопытным животным, которых он очень гуманно, гомеопатическими дозами,
мучает и подвергает вивисекции, показывая досужей публике – смотрите, вот это
они ещё выдерживают. Смотрите, и это тоже выдерживают! А вот это уже перебор. Сломался,
бедненький. Ничего, мы сейчас его подлатаем и попробуем снова запустить в
лабиринт. Есть хочет, придётся бежать.
Или это канарейки в шахте? И Мунджиу показывает нам, зрителям и
современникам, что дальше – нельзя, дальше газ? Только мы не сильно внемлем. У
нас заложены носы, обоняние замещено любопытством, мы уверены, что сможем взять
себя в руки и пережить смерть маленькой птички. И прём дальше. По направлению к
холмам, к собственному выпускному.
Комментариев нет:
Отправить комментарий